Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Семья без насилия

 «СЕМЬЯ БЕЗ НАСИЛИЯ»

 

ЧТО ТАКОЕ ДОМАШНЕЕ НАСИЛИЕ

Насилие в семье – это целенаправленное эмоциональное или силовое принуждение/действие одного человека над другим человеком, осуществляемое с определенной целью, вопреки согласию, воле и интересам пострадавшего.

Основное отличие насилия в семье от других видов насилия заключается в том, что оно происходит между людьми, состоящими в близких или родственных отношениях.

Что такое домашнее насилие?  это преднамеренное применение различных форм физического, сексуального, психологического и экономического насилия одним членом семьи в отношении другого, результатом которого являются телесные повреждения, эмоциональная травма, отклонения в развитии или различного рода ущерб.

Виды насилия:

Физическое насилие – прямое или косвенное воздействие на жертву с целью причинения физического вреда, выражающееся в нанесении увечий, тяжелых телесных повреждений, побоях, пинках, шлепках, толчках, пощечинах, бросании объектов и т. п.

Сексуальное насилие – насильственные действия, при которых человека силой, угрозой или обманом принуждают вопреки его желанию к какой-либо форме сексуальных отношений.

Психологическое – нанесение вреда психологическому здоровью человека, проявляющееся в оскорблениях, запугивании, угрозах, шантаже, контроле и т. п.

Экономическое насилие – материальное давление, которое может проявляться в запрете работать или обучаться, лишении финансовой поддержки, полном контроле над расходами.

Медицинское насилие – халатность и несвоевременность, проявленные при выдаче лекарств, намеренная передозировка лекарственного препарата либо, наоборот, умышленный отказ больному в получении необходимого лекарства.

Пренебрежение – безответственность или неспособность обеспечить пожилому человеку необходимые для жизни условия: еда, питье, чистая одежда, безопасное и удобное жилье помещение, средства личной гигиены, медицинское обслуживание и другое.

Ярко выраженные признаки насилия:

Физическое насилие:

следы ударов, шрамы, порезы на руках, лице, ногах и других частях тела;

- переломы или ушибы;

- следы ожогов;

Сексуальное насилие:

- сексуальное прикосновение к человеку без его согласия;

- принуждение пожилого человека раздеваться;

- принуждение человека вступать с ним в сексуальный контакт.

Психологическое насилие:

- постоянный крик и угрозы в сторону пожилого человека;

- ругань и использование неприличных слов;

- унижение пожилого человека;

- игнорирование пожилого человека, когда он о чем-либо просит.

Финансовая эксплуатация:

- заказ услуг, совершение пожертвований или ненужных расходов;

- неожиданные финансовые проблемы или пропажа денег;

- использование банковской карты, когда пожилой человек не может ходить;

- пропажа денег на банковском счету или наличных.

Все виды насилия тесно взаимосвязаны. Если в семье агрессор практикует физические виды насилия, безусловно, это причиняет душевную травму, а не только физическую боль. Экономическое насилие строится зачастую на манипулировании и контроле. За сексуальным насилием обычно стоят физические травмы и последствия. Как правило, сложно представить ситуацию, где агрессор применяет только лишь один вид насилия, зачастую жертвы страдают от одновременного проявления различных его видов.


1. Нарастание напряжения в отношениях

Возрастает недовольство в отношениях и нарушается общение между членами семьи. Со стороны агрессора происходит планирование и «подготовка». Он/она может зрительно представлять себе картину следующего нападения.  Он/она тешится властью от воплощения своей фантазии. В большинстве случаев насильник не осознает такой внутренней «подготовки», в силу различных причин. Одна из них, может быть усвоенный «сценарий» отношений в родительской семье.

2. Насильственный инцидент

Происходит вспышка жестокости вербального, эмоционального или физического характера. Сопровождается яростью, спорами, обвинениями, угрозами, запугиванием.

3. Примирение

Обидчик приносит извинения, объясняет причину жестокости, перекладывает вину на пострадавшую(-его), иногда отрицает произошедшее или убеждает пострадавшую(-его) в преувеличении событий.

Жертве тяжело, а насильнику порой невыносимо быть в состоянии напряжения, связанного с фактом насилия. Поэтому, чтобы избавиться от «тяжкого груза» ответственности, он/она предпринимает некие действия. Обидчик приводит оправдания и обвиняет жертву в причине своего поведения. Как правило, жертве ставится в вину ее поведение. Например, "Если бы ты прибрала в доме, мне бы тебя бить не пришлось" или "Если бы ты вовремя приготовила обед, мне бы тебя бить не пришлось". Человек, практикующий насилие не раскаивается в том, что причинил боль своей жертве. Он может извиниться, но чтобы избежать возможного наказания. Цель этой стадии - обеспечить свою безнаказанность.

  1.  «Медовый месяц»

Это сложная стадия. После насилия обидчик может превратиться в заботливого, верного, очаровательного и доброго человека, каким она, жертва, его полюбила. Он/она может повести в ресторан, купить цветы, уверять ее/его, что он/она изменится. Целью  является удержать жертву в семье и сохранить видимость благополучия. Насильственный инцидент забыт, обидчик прощен. Многие женщины/мужчины возвращаются к своим партнерам-насильникам ради этого периода когда «всё так хорошо!», «как будто в начале нашего знакомства!», «как он/она меня любит!». После «медового месяца» отношения возвращаются на первую стадию, и цикл повторяется. С течением времени каждая фаза становится короче, вспышки жестокости учащаются и причиняют больший ущерб.

 

СЕКСУАЛЬНОЕ НАСИЛИЕ НАД ДЕТЬМИ

Сексуальное насилие над детьми – это любой контакт или взаимодействие между ребенком и человеком, старше его по возрасту, в котором ребенок сексуально стимулируется или используется для сексуальной стимуляции:

1. ласка, эротизированная забота;

2.  демонстрация половых органов, использование ребенка для сексуальной стимуляции взрослого;

3. изнасилование или растление, орально-гинетальный контакт;

4. сексуальная эксплуатация (порнографические материалы с детьми);

5. проституция.

 

ШАГ ПЕРВЫЙ: Фиксируем признаки

  1.  Ребенок в ранее нехарактерной для него мере становится замкнутым.

Стоит насторожиться, если ваш обыкновенно отзывчивый и энергичный ребенок резко оборачивается застенчивым и скрытным, трудно идущим на контакт. Зачастую мальчик или девочка, переживший (-ая) сексуальное насилие, чувствует стыд, смущение и замешательство относительно произошедшего, и поскольку в силу своего возраста дети еще не наловчились четко и ясно осознавать и выражать свои чувства, то хранят и блокируют их в себе. Ребенок длительное время ведет себя тише обычного – тревожный сигнал, который не терпит игнорирования.

  1.  Поведение ребенка не соответствует его возрасту – происходит откат на несколько лет назад.

Специфический симптом того, что ребенок пережил сексуальное насилие.

Приведем примеры такого поведения:

- ребенок снова начинает писаться по ночам;

- ребенок впадает в истерику или проявляет агрессию без видимых на то причин.

3. Кошмары и иные расстройства сна.

Деткам часто снятся кошмары, да и бессонницы периодически их преследуют, и не стоит паниковать из-за пары-тройки таких ночей. Тем не менее, если ваш ребенок уже неделю (и есть подозрение, что одной такой неделей дело не ограничится) как видит во сне кошмары, плачет, когда перед сном вы покидаете его комнату, и не может заснуть в своей постели один, вам необходимо предпринять шаги по установлению причин таких нарушений.

  1.  «Подозрительные» игры.

Иногда дети, подвергшиеся сексуальному насилию, неосознанно воссоздают случившееся во время игры с другими детьми или с помощью игрушек. В таких случаях игры ребенка приобретают явный сексуальный оттенок, при том что девочка или мальчик не смогут вам объяснить, почему игра имеет такую, а не иную форму.

  1.  Резкая перемена характера.

Искренний, общительный и веселый ребенок превращается в болезненно угрюмого недотрогу, в момент изменившего свой привычный уклад детской жизни: другие игры, новые друзья. И наоборот. Скромный, тихий и стеснительный малыш превращается в невротичного, требующего постоянного внимания, буйного ребенка. Частые, без видимых на то причин перепады настроения.

  1.  Нездоровая реакция на определенные места и конкретных людей.

Ребенок начинает настойчиво проявлять нежелание находиться в привычном для него месте (двор, кружок, школа, школа, квартира) или рядом с конкретным человеком, который к тому же вызывает у него реакции побега, попытки спрятаться, оцепенения, плача, крика.

  1.  Телесные повреждения.

Насильник редко оставляет следы на теле ребенка, но все же:

- боль, кровотечение или выделения, изменение цвета (все в области рта, влагалища и ануса);

- боль при мочеиспускании и испражнении;

- синяки вокруг гениталий;

- синяки (следы прикуса) на шее и других местах с тонкой кожей.

8. Нормы сексуального поведения для ребенка.

Следует различать адекватное и неадекватное возрасту сексуальное поведение малыша. Так, к нормам сексуального поведения ребенка (0-5 лет) относим:

- использование ребенком исключительно простого, образного детского языка при описании интимных частей человеческого тела или аналогичных мест на поверхности куклы или игрушки;

- проявление интереса к вопросу о том, откуда берутся дети;

- касание и исследование своих интимных мест, проявление интереса к устройству своего тела.

 

ШАГ ВТОРОЙ: Ваш самый первый разговор с ребенком о том, что случилось

1Безопасность.

Ребенок должен чувствовать себя в безопасности во время беседы. Сексуальное насилие – сложнейший предмет обсуждения как для родителей, так и для ребенка, поэтому критично, чтобы разговор состоялся в максимально комфортной среде. Подгадайте свободный момент, когда ни сыну/дочери, ни вам не надо никуда торопиться. Предложите ребенку поговорить, заранее предупредив о том, что намерены задать некоторые вопросы, честные ответы на которые не повлекут за собой никаких негативных последствий для ребенка.

2. Задаем ребенку вопрос о том, была ли нарушена его/ее сексуальная неприкосновенность.

Как только вы убедились в том, что ребенку с вами сейчас комфортно, аккуратно начните предметный разговор. Главный вопрос можно сформулировать следующим образом: «Прикасался (просил, собирался) или производил ли иные манипуляции кто-то когда-либо к твоим интимным местам (с твоими интимными местами)?». При описании частей тела, к которым не должны прикасаться или проявлять интерес другие люди, используйте простые слова и выражения, знакомые вашему ребенку.

3. Если ребенок говорит «Нет» или отмалчивается, задаем малышу/ малышке вопрос о причинах изменения в его/ее поведении, которые и стали причиной происходящего разговора.

К примеру, вы можете сказать, что заметили его/ее страх перед походом на тренировку, в детский сад, школу, которого раньше не наблюдали, и хотели бы узнать о его истоках: «Ты стал застенчивым (агрессивным, скрытным и т.д.). Почему? Я беспокоюсь и хотел (-а) бы поговорить об этом». Должен прозвучать конкретный вопрос о том, стало ли определенное событие или конкретный человек причиной перемен в поведении.

4. Секрет.

Часто насильник берет обещание у ребенка хранить то, что происходило (происходит), в секрете; не исключено и запугивание ребенка преступника с целью сокрытия злодеяния. Если ваш ребенок подтверждает, что обещал (-а) никому не рассказывать, объясните ему/ей, что существуют ситуации, когда раскрыть тайну – это норма, и никто от этого не пострадает, в особенности «ты, малыш».

5Поддержка.

Перво-наперво заверьте вашего ребенка, что у настоящего разговора есть одна лишь цель – вы хотите уберечь его/ее или помочь от (в) опасной ситуации. Продемонстрируйте свою лояльность и поддержку. И в случае, если опасения не подтвердились, уверьте, что если его/ее сексуальная неприкосновенность однажды будет нарушена, то ребенок всегда может и должен рассказать об этом вам, родителям.

 

ШАГ ТРЕТИЙ: Превенция, реакция и защита

1. Выявляем, какие ситуации можно определить как сексуальное насилие в отношении несовершеннолетнего.

Перечислим преступные действия:

1. вступление взрослого или несовершеннолетнего (часто старшего по возрасту) в половой контакт с ребенком вне зависимости от его формы и факта согласия/несогласия ребенка на такой контакт;

2. разнообразные прикосновения к гениталиям вашего ребенка с целью удовлетворения персонального сексуального желания;

3. принуждение ребенка к прикосновениям к чужим (взрослого или другого ребенка) интимным местам;

4. демонстрация взрослым своих гениталий ребенку, а также принуждение ребенка взрослым к наблюдению за различными сексуальными манипуляциями со своими половыми органами, половым актом;

5. демонстрация ребенку порнографических изображений;

6. фото и видеосъемка ребенка в обнаженном виде.

2. Объясняем ребенку, какие части его тела интимные и неприкосновенные.

С самого раннего возраста ребенок должен знать о тех частях своего тела, к которым не должен проявлять интерес другой человек. Многие родители при объяснении определяют их (части) как «все те части, которые прикрываются нижним бельем, купальником и т.д.».

3. Обращение в милицию или Следственный Комитет.

Схема действий:

1. наберите 102 и получите полную информацию о том, где располагается ближайший отдел милиции или подразделение Следственного Комитета;

2. в милиции или районном отделе Следственного Комитета вам предложат написать заявление по факту совершения в отношении вашего ребенка преступления;

3. в заявлении нужно указать только факты и тем языком, которым изложил ребенок в разговоре с вами. Опирайтесь на схему: «Кто? Что? Когда? Где? Как?».

ПОСЛЕДСТВИЯ

1. Токсический стресс, влияющий на ряд важных жизненных функций человека.

Стресс, который проживает ребенок на протяжении длительного времени после ситуации сексуального насилия, оказывает на его/ее психику токсическое и разрушающее воздействие – он же постоянно возвращается воспоминаниями в ту ситуацию. Отсюда у ребенка, которого насиловали (травмировали любым другим воздействием), мы имеем в два раза увеличивающуюся вероятность инсультов, инфарктов, диабета, в пять раз – риски падения успеваемости, употребления наркотиков, алкоголя, депрессии.  В 1,7 раза увеличивается риск возникновения онкологических заболеваний.

  1.   Проблемы в половой сфере, сфере межличностных отношений, а также высокий риск мультипликации насилия его жертвами, что особенно опасно для мальчиков.

Что представляет из себя опрос в дружественной комнате?

Беседу проводит специально подготовленный психолог.

Комната оборудована видеокамерой и чувствительным микрофоном. Во время опроса в ней находятся только ребенок и психолог.

Следователь руководит происходящим, находясь в соседней комнате. Он передает необходимые вопросы психологу при помощи специального оборудования.

Психолог строит с ребенком диалог, основанный на доверии, с учетом возрастных особенностей ребенка.

Опрос проводится один раз. Запись беседы сохраняется на диске, который передается следователю.

 

Памятка: «Как защитить себя и ребенка, если в семье происходит насилие?»

1. Если спора избежать не удается, постарайтесь выбрать комнату, из которой можно в случае необходимости легко выйти.

2. Старайтесь избежать споров в ванной комнате, кухне, где есть острые и режущие предметы.

3. Попрактикуйтесь в том, как можно быстро и безопасно выйти из дома. Определите, какие двери, окна, лифты или лестницы подходят для этого наилучшим образом.

4. Договоритесь со своими соседями, чтобы они вызвали милицию, если услышат шум и крики из вашей квартиры.

5. Спрячьте запасные ключи от дома (машины) так, чтобы взяв их, вы смогли быстро покинуть дом в случае опасности.

6. В безопасном, но доступном для вас месте спрячьте необходимую сумму денег, ваш паспорт, свидетельства о рождении детей, записную книжку с номерами телефонов.

7. Найдите надежное место, куда Вы можете уйти в случае опасности (друзья, родственники).

8 Заранее решите, что из ценных вещей возьмете с собой. В случае острой необходимости их всегда можно будет продать или отдать в залог.

Если ситуация критическая, то покидайте дом незамедлительно, даже если вам не удалось взять необходимые вещи. Помните, что под угрозой находится ваша жизнь!

Если в вашей семье случаются факты насилия, вы можете поделиться своими переживаниями, чувствами и рассказать о событиях, чтобы вернуться к нормальному жизненному состоянию. Вас выслушают, поддержат и помогут принять необходимое для Вас решение. Адрес: г. Костюковичи, ул. Зиньковича 52, кабинет № 16, тел: 23-430, 23-685. Анонимность и конфиденциальность гарантируется.

При отделении социальной адаптации и реабилитации учреждения «Костюковичский районный центр социального обслуживания населения» создана «Кризисная комната» для граждан, семей, пострадавших от семейного насилия, террористических актов, техногенных  катастроф, стихийных бедствий,  ставших жертвами торговли людьми.

Помните, что просить о помощи в трудную минуту – это проявление не слабости, а силы духа.

Кризисная комната

При отделении социальной адаптации и реабилитации учреждения «Костюковичский районный центр социального обслуживания населения» создана «Кризисная комната» для граждан, семей, пострадавших от семейного насилия, террористических актов, техногенных катастроф, стихийных бедствий, ставших жертвами торговли людьми.

«Кризисная комната» - это специально оборудованное помещение, обеспеченное всеми видами коммунально-бытового благоустройства.

Срок пребывания в «кризисной» комнате зависит от конкретных обстоятельств и индивидуальных особенностей лиц, обратившихся за помощью, и составляет не более 10 календарных дней непрерывного пребывания.

В случае необходимости срок пребывания в «кризисной» комнате может быть продлен директором Центра.

В «кризисную» комнату помещаются граждане по направлению органов по труду, занятости и социальной защите, внутренних дел, органов и организаций здравоохранения, других государственных органов и организаций, а также обратившиеся на добровольной основе.

Решение о помещении граждан в «кризисную» комнату на условиях круглосуточного пребывания принимает директор Центра.

Пребывание граждан в «кризисной» комнате, бытовые и прочие условия их жизнедеятельности основываются на самообслуживании.

Питание граждан, осуществляется за счет собственных средств обслуживаемых граждан, средств переданных Центру физическими и юридическими лицами путем дарения (пожертвования), а также средств, поступивших по линии гуманитарной помощи.

Если беда случилась в вечернее или ночное время, в выходной день, просим обращаться за помощью в РОВД по телефону- 102. Сотрудники милиции, с Вашего согласия, организуют транспортировку Вас и Ваших детей в «Кризисную» комнату.

Помните, что просить о помощи в трудную минуту – это проявление не слабости, а силы духа.

 

 

 

Разделы сайта