Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Консультации

Учим детей плавать.

 Упражнения для старших воспитанников при обучении плаванию.

 

Если говорить о пользе общеразвивающих и специальных физических упражнений, то, прежде всего надо сказать, что они способствуют общему физическому развитию, воспитывают ловкость, координацию движений, силу и подвижность в суставах то есть качества, необходимые для успешного освоения плавания. Общеразвивающие физические упражнения, укрепляя мышцы туловища, вырабатывают правильную осанку, развивают силу рук и ног, что очень важно для пловца. Специальные физические упражнения по форме и характеру движений близки к технике плавания. Они развивают в основном группы мышц, выполняющих основную работу при плавании. В практике плавания составляется специальный комплекс общеразвивающих и специальных упражнений. Он включает учебный материал, предназначенный для выполнения в воде. Обычно комплекс начинается с разогревающих и дыхательных упражнений различные виды ходьбы, бега с прыжками и движениями руками. Затем идут упражнения для развития мышц туловища, плечевого пояса, рук и ног – наклоны, приседания, круговые движения туловища и таза, отжимания и т. д. Маховые и рывковые движения руками и ногами с большой амплитудой и упражнения на гибкость нужно выполнять после того, как мышцы разогреются. В комплекс, включаются также упражнения, имитирующие технику плавания на суше, – например, движения ногами и руками отдельно и в сочетании с дыханием. По характеру движений они близки к технике плавания и подводят занимающихся к ее освоению в воде, поэтому каждый комплекс обычно заканчивается имитационными упражнениями.

 Комплекс 1. (выполняется до начала обучения и на первых 5-6 занятиях по обучению кролю на груди и на спине).

1. Ходьба, бег, наклоны, приседания.

2. И. п. – сидя, одна нога согнута. Взяться руками за пятку и носок стопы и крутить ее вправо и влево. Проделать 20 раз каждой ногой.

3. И. п. – сидя, упор руками сзади; ноги прямые, носки оттянуты. Проделать сначала скрестные движения ногами, а потом – как при плавании кролем. Упражнение выполняется в быстром темпе, от бедра, с небольшим размахом стоп.

4. И. п. – стоя, руки вверху, кисти соединены (голова между руками). Подняться на носки, потянуться вверх; напрячь все мышцы рук, ног и тела; затем расслабиться. Повторить напряжение 5-6 раз. Это упражнение подводит к правильному выполнению скольжения и умению держать туловище при плавании напряженным.

5. И. п. – стоя, руки согнуты в локтях, кисти к плечам. Круговые движения руками вперед и назад. Сначала одновременно, затем попеременно каждой рукой. Проделать 20 раз.

6. "Мельница". И. п. – стоя, одна рука поднята вверх, другая опущена вниз. Круговые движения руками вперед и назад вначале в медленном, а затем в быстром темпе. Во время выполнения упражнения руки должны быть прямые.

7. Й. п. – стоя, ноги на ширине плеч. Наклониться вперед (смотреть прямо перед собой), одна рука впереди, другая сзади у бедра. В этом положении круговые движения руками вперед ("мельница"). Выполнять в течение 1 мин.

Комплекс 2 (выполняется во время обучения кролю: на груди и на спине).

Проделать упражнение 4 комплекса 1) в положении лежа на груди (или на спине); руки вытянуты вперед.

2. И. п. – стоя, ноги на ширине плеч. Наклониться вперед (смотреть прямо перед собой); одна рука упирается в колено, другая вытянута вперед. Движения свободной рукой, как при плавании кролем.

3. To же упражнение с остановкой руки в трех положениях: рука впереди, в середине гребка, в конце гребка. Во время каждой остановки не меньше 3 раз напрягать мышцы руки и плеча.

4. Упражнение 5 комплекса 1 выполнить в сочетании с ходьбой и бегом.

5. Упражнение 6 комплекса 1 выполнить в сочетании с ходьбой на месте.

6. Согласование дыхания с движением одной рукой, как при плавании кролем. И. п. – стоя, ноги на ширине плеч. Наклониться вперед, одна рука упирается в колено, другая – в положении конца гребка у бедра. Повернуть голову в сторону вытянутой руки и посмотреть на нее. Сделать вдох и начать движение рукой с одновременным выдохом. Следующий вдох выполняется, когда рука заканчивает гребок у бедра. Проделать 15-20 раз каждой рукой

7. Движения руками кролем в сочетании с дыханием. И. п. – стоя, ноги на ширине плеч. Наклониться вперед, одна рука вытянута вперед, другая – назад. Повернуть голову в сторону вытянутой назад руки и посмотреть на нее. Сделать вдох и начать гребковые движения руками с одновременным выдохом

8. "Стартовый прыжок" И. п. – стоя, ноги на ширине стопы. По команде "На старт" согнуть ноги в коленях, наклониться вперед, руки опустить вниз. По команде "Марш!" сделать мах руками вперед-вверх, оттолкнуться ногами и сделать прыжок вверх. В полете соединить руки над головой и убрать голову между руками. Приземлиться на носки и встать в положение смирно. Повторить 5-6 раз.

 

Учим детей плавать.

Упражнения для погружения в воду с головой, подныривания и открывание глаз в воде.

Обучение плаванию в детском саду проводится в форме занятий. На протяжении всех занятий основное внимание уделяется всестороннему физическому развитию детей, на каждом занятии последовательно решаются определенные задачи. Среди задач такие как:

- устранение инстинктивного страха перед погружением в воду;

- ознакомление с выталкивающей подъемной силой воды;

- обучение открыванию глаз и ориентировке в воде.

Во время выполнения упражнений необходимо научиться не вытирать глаза руками.

Предлагаем упражнения для погружения в воду с головой, подныривания и открывание глаз в воде:

1. Набрать в ладони воду и умыть лицо.

2. Сделать вдох, закрыть рот и медленно погрузиться в воду, опустив лицо до уровня носа.

3. Сделать вдох, задержать дыхание и погрузиться в воду, опустив лицо до уровня глаз.

4. Сделать вдох, задержать дыхание и медленно погрузиться с головой в воду.

5. То же держась за бортик бассейна.

6. "Сядь на дно". Сделать вдох, задержать дыхание и, погрузившись в воду, попытаться сесть на дно.

7. Подныривания под разграничительную дорожку (резиновый круг, доску) при передвижении по дну бассейна.

8. Соскок с бортика бассейна вниз ногами из положения сидя с погружением с головой.

9. "Достань клад". Погрузившись в воду с головой, открыть глаза и найти игрушку, брошенную на дно бассейна.

Учим детей плавать.

 Упражнения для осуществления скольжения в воде

 Обучение плаванию в детском саду проводится в форме занятий. На протяжении всех занятий основное внимание уделяется всестороннему физическому развитию детей, на каждом занятии последовательно решаются определенные задачи. Среди задач такие как:

- освоение равновесия и обтекаемого положения тела;

- умение вытягиваться вперед в направлении движения;

- освоение рабочей позы пловца и дыхания

Предлагаем упражнения для осуществления скольжения в воде:

1. Скольжение на груди: руки вытянуты вперед. Стоя на дне бассейна поднять руки вверх; наклонившись вперед, сделать вдох, опустить лицо в воду и оттолкнуться ногами. 2. То же: правая рука впереди, левая вдоль туловища.

3. То же, поменяв положение рук.

4. То же, руки вдоль туловища.

5. Скольжение на левом боку: левая рука вытянута вперед, правая у бедра.

6. Скольжение на спине, руки вдоль туловища.

7. То же, правая рука впереди, левая вдоль туловища.

8. То же, поменяв положение рук.

9. То же, руки вытянуты вперед.

10. Скольжение с круговыми вращениями тела – "винт".

11. Скольжение на груди: руки вытянуты вперед; в середине скольжения сделать вдох-выдох, подняв голову вперед.

12. То же: правая рука впереди, вдоль туловища; в середине скольжения сделать вдох-выдох в левую сторону.

13. То же, поменяв положение рук; выдох-вдох в правую сторону.

14. Скольжение на правом боку: в середине скольжения сделать быстрый выдох-вдох. 15. То же на левом боку.

 

Учим детей плавать.

 Упражнения для осуществления выдоха в воду

 Обучение плаванию в детском саду проводится в форме занятий. На протяжении всех занятий основное внимание уделяется всестороннему физическому развитию детей, на каждом занятии последовательно решаются определенные задачи. Среди задач такие как:

- освоение навыка задержки дыхания на вдохе;

- умение делать вдох-выдох с задержкой дыхания на вдохе;

- освоение выдохов в воду.

Предлагаем упражнения для осуществления выдоха в воду:

1. Набрать в ладони воду и, сделав губы трубочкой, мощным выдохом сдуть воду.

2. Опустить губы к поверхности воды и выдуть на ней лунку

3. Сделать вдох, а затем, опустив губы в воду, – выдох.

4. То же опустив лицо в воду.

5. То же, погрузившись в воду с головой.

6. Сделать 20 выдохов в воду, поднимая и погружая лицо в воду, затем поворачивая голову для вдоха налево и направо.

7. Упражнение в парах – "Насос". Стоя лицом друг к другу, взявшись за руки, по очереди выполнять выдох в воду.

8. Передвигаясь по дну, опустив лицо в воду, дышать, поворачивая голову налево и направо.

 

 

Учим детей плавать.

 Упражнения для ознакомления с плотностью и сопротивлением воды.

 

Обучение плаванию в детском саду проводится в форме занятий. На протяжении всех занятий основное внимание уделяется всестороннему физическому развитию детей, на каждом занятии последовательно решаются определенные задачи. Среди задач такие как:

- быстрое ознакомление с водой, ликвидация чувства страха перед новой, непривычной средой;

- ознакомление с температурой, плотностью, вязкостью и сопротивлением воды;

- формирование умения опираться о воду и отталкиваться от нее основными гребущими поверхностями: ладонью, предплечьем, стопой, голенью (это необходимо в дальнейшем для овладения гребковыми движениями руками и ногами).

Предлагаем упражнения, которые можно использовать для ознакомления с плотностью и сопротивлением воды:

1. Ходьба по дну, держась за разграничительную дорожку или бортик бассейна.

2. Ходьба по дну в парах: перейти бассейн туда и обратно – сначала шагом, потом бегом.

3. Ходьба по дну без помощи рук с переходом на бег.

4. Ходьба приставными шагами (левым боком потом правым боком)

5. Ходьба по дну, наклонившись вперед: руки вытянуты вперед, кисти соединены.

6. "Кто выше выпрыгнет из воды?" Присесть, оттолкнуться ногами и руками от воды и выпрыгнуть вверх.

7. Бег вперед с помощью попеременных и одновременных гребковых движений руками.

8. Бег вперед спиной, помогая себе попеременными и одновременными гребковыми движениями руками.

9. Стоя на дне шлёпать по поверхности воды: кистями, сжатыми в кулаки; ладонями с широко расставленными пальцами; ладонями с плотно сжатыми пальцами.

10. "Полоскание белья". Стоя на дне, выполнять движения руками вправо-влево, вперед-назад с изменением темпа движений.

11. Опустившись в воду до подбородка, ходьба в положении наклона, отгребая воду в стороны-назад без выноса рук из воды.

12. Опустившись в воду до подбородка и стоя в наклоне, выполнять одновременные гребковые движения руками.

13. Опустившись в воду до подбородка, ходьба в положении наклона, помогая себе одновременными гребковыми движениями.

14. Опустившись в воду до подбородка и стоя прямо (ноги на ширине плеч), выполнять движения руками перед грудью в виде "лежачей" восьмерки.

15. То же, стараясь чуть-чуть оторвать ноги от дна и удержаться на поверхности воды. С каждой новой попыткой стараться держаться на воде как можно дольше.

 

 

Учим детей плавать.

Упражнения для младших воспитанников.

Перед тем как приступать к обучению плаванию детей младшей возрастной группы, родителям следует в течение 3–5 занятий освоить с ними подготовительные упражнения, которые помогут преодолеть у детей страх перед водным пространством, научат их стоять, ходить, прыгать и бегать по пояс в воде. Занятия подготовительными упражнениями должны проводиться в игровой форме.

"Догоняй меня – догоню тебя" Бег по прибрежной кромке. Руководитель физвоспитания  (это может быть кто-нибудь из родителей) то и дело командует "Догоняй меня!" или "Убегай от меня, я догоню тебя!" Постепенно педагог вовлекает ребенка в воду и бежит с ним, находясь по колено в воде.

"Поменяемся местами" Взявшись за руки, педагог и ребенок бегут рядом, один на мелком месте (ребенку вода по колено), другой на более глубоком (ребенку вода до середины бедра). Затем меняются местами.

"Кто выше?" Дети стоят в воде лицом к педагогу. По его команде все приседают и, оттолкнувшись ногами от дна, а руками от воды, выпрыгивают из нее как можно выше. Обычно выполняется 5-6 попыток. Первые прыжки можно выполнять с произвольным положением рук, последующие – поднимая руки вверх одновременно с толчком ногами. После каждого прыжка объявляются победитель и два призера.

"Полоскание белья" Дети становятся лицом к ведущему, наклонившись вперед (ноги на ширине плеч, прямые руки опущены). По команде педагога они выполняют одновременные и поочередные движения обеими руками в разных направлениях: вправо-влево, вперед-назад, вниз-вверх, как бы полоская белье.

"Лодочки" Дети стоят в шеренге лицом к берегу – это "лодочки у причала". По первому условному сигналу педагога "лодочки" расплываются в разных направлениях – их "разогнал ветер". По второму сигналу "Раз, два, три – вот на место встали мы" дети спешат занять места у "причала".

"Кто выдует на воду больше пузырей" Ребенок стоит по грудь в воде. Педагог приседает рядом так, чтобы быть лицом к лицу с ребенком, и говорит ему: "Новая игра "Кто выдует на воду больше воздушных пузырьков". Смотри, как это делается: сначала вдыхаю воздух через рот, затем опускаю лицо до глаз в воду и медленно выдыхаю воздух. Видишь, как побежали по воде пузырьки. Сделай и ты такой вдох, задержи дыхание. Так, теперь опусти лицо в воду и выдыхай. Смотри, как много пузырьков. Молодец. Но пока еще у меня пузырьков больше. Не торопись, выдыхай воздух в воду медленно и до конца! Еще, еще!"

Это очень важное подготовительное упражнение для освоения особенностей "дыхания пловца", и его нужно повторять в течение урока 20–30 раз. В дальнейшем ребенок должен выполнять такие серии выдохов по 2–3 раза за урок до тех пор, пока не научится правильно дышать, то есть быстро делать глубокий вдох и медленно полный выдох в воду.

Это упражнение можно по 30–40 раз повторять дома, выдыхая воздух в наполненный водой таз (ванночку). Переходить к программе обучения плаванию можно лишь после освоения этого упражнения.

 

 

Учим детей плавать.

Упражнения для всплывания и лежания на воде.

Обучение плаванию в детском саду проводится в форме занятий. На протяжении всех занятий основное внимание уделяется всестороннему физическому развитию детей, на каждом занятии последовательно решаются определенные задачи. Среди задач такие как:

- ознакомление с непривычным состоянием гидростатической невесомости;

- освоение навыка лежания на воде в горизонтальном положении;

- освоение возможного изменения положения тела в воде.

Предлагаем упражнения для всплывания и лежания на воде:

1. Взявшись прямыми руками за бортик, сделать вдох и, опустив лицо в воду (подбородок прижат к груди), лечь на воду, приподняв таз и ноги к поверхности воды.

2. То же, что и предыдущее упражнение, но после того, как ноги и таз приподнялись к поверхности воды, оттолкнуться кистями от бортика.

3. "Поплавок". Сделать полный вдох, задержать дыхание и, медленно погрузившись в воду, принять положение плотной группировки (подбородок упирается в согнутые колени). В этом положении, сосчитав до десяти, всплыть на поверхность.

4. "Звездочка" Из положения "поплавок" развести ноги и руки в стороны (или, сделав вдох и опустив лицо в воду, лечь на воду; руки и ноги в стороны).

5. "Звездочка" в положении на груди: несколько раз свести и развести ноги, затем руки.

6. В том же исходном положении несколько раз свести и развести руки и ноги.

7. "Звездочка" в положении на спине; затем ноги и руки свести (вдох с задержкой дыхания) и перевернуться на грудь – "Звездочка" в положении на груди.

Основы начального обучения и формирования двигательных навыков по плаванию у детей дошкольного возраста

Структура методических приемов обучения плаванию.

 

В процессе обучения детей плаванию следует обратить внимание на следующие аспекты:

  •         ребёнок должен иметь опыт общения с водной средой (пространственные представления о бассейне);
  •         важно уделить внимание освоению детьми свойств водной среды (преодоление водобоязни);
  •         до начала занятия необходимо создать эмоциональный “заряд” (используя художественное слово или музыкальное сопровождение).

Умение плавать — жизненно необходимый навык для человека любого возраста. Однажды приобретённый навык плавания сохраняется на всю жизнь. И самое главное — плавание с раннего возраста способствует возникновению и поддержанию у детей положительных эмоций. Дети, занимающиеся плаванием, обычно более уравновешены, чем их сверстники. Они хорошо спят и обладают хорошим аппетитом, у них развита координация и ритмичность движений, необходимая для любой двигательной деятельности. Плавание особенно эффективно способствует развитию ритма движений у дошкольников и детей младшего школьного возраста, а тем самым и совершенствованию деятельности всех систем детского организма.

Этапы обучения плаванию

1 этап

2 этап

3 этап

4 этап

Ознакомление детей с водой и ее свойствами (плотностью, вязкостью и прозрачностью).

Приобретение детьми умений и навыков, которые помогут чувствовать себя в воде достаточно надежно.

Обучение плаванию определенным способом.

Продолжение усвоения и совершенствования техники способа плавания.

Продолжается до того момента, как ребенок освоится с водой, сможет безбоязненно и уверенно с помощью взрослого и самостоятельно передвигаться по дну, совершать простейшие действия, играть.

Дети учатся держаться на поверхности воды (всплывать, лежать, скользить) хотя бы краткое время получают представление о ее выталкивающей и поддерживающей силе, а так же самостоятельно выполнять упражнение вдох – выдох несколько раз подряд.

Дети должны уметь проплыть в воде сохраняя согласованность движения рук, ног и дыхания, характерную для разучиваемого способа плавания.

Дети приобретают умение плавать спортивными способами: кроль, брасс, баттерфляй.

 

Структура методических приёмов обучения плаванию

1 этап - младший дошкольный возраст.

Ознакомление ребенка с водой и ее свойствами (плотностью, вязкостью и прозрачностью).

Продолжается до того момента, как ребенок освоится с водой, сможет безбоязненно и уверенно с помощью взрослого и самостоятельно передвигаться но дну, совершать простейшие действия, играть.

2 этап - средний дошкольный возраст.

Приобретение детьми умений и навыков, которые помогут чувствовать себя в воде достаточно надежно.

Дети учатся держаться на поверхности воды (всплывать, лежать, скользить) хотя бы краткое время получают представление о ее выталкивающей и поддерживающей силе, а так же самостоятельно выполнять упражнение вдох - выдох несколько раз подряд.

3 этап - старший дошкольный возраст.

Обучение плаванию определенным способом.

Дети должны уметь проплыть на мелкой воде (глубина воды по грудь), сохраняя согласованность движения рук, ног и дыхания, характерную для разучиваемого способа плавания.

4 этап - старший дошкольный возраст.

Продолжение усвоения и совершенствования техники способа плавания.

Дети приобретают умения плавать на глубокой воде.

 

Двигательные навыки.

Младший возраст (3–4 года)

  •         При обучении детей младшего дошкольного возраста плаванию большое внимание уделяется начальному этапу формирования правильных навыков.
  •         Обучение новому плавательному упражнению сводится к игре (игровая деятельность).

Средний возраст (4–5 лет)

  •         У детей 4–5 лет закрепляются умения и навыки плавания, приобретенные на занятиях в младшей группе.
  •         Детей среднего возраста учат выполнять упражнения сначала на суше, а затем повторяют их в воде. Преподаватель должен показать упражнение и объяснить детям технику его выполнения.
  •         Особенно важен показ упражнений в воде: дети воспринимают  последовательность выполнения и понимают, что сделать его в воде вполне возможно.
  •         Краткое и доступное объяснение помогает ребенку сознательно овладевать правильными движениями.
  •         В объяснении можно прибегать к образным сравнениям, так как мышление детей среднего возраста образное.
  •         Большое значение следует уделить воспитанию у детей организованности и дисциплинированности.
  •         В обучении используют разнообразные упражнения и игры.

Старший дошкольный (5–7 лет)

В обучении детей старшего дошкольного возраста ставятся основные задачи:

  •         освоение спортивных способов плавания;
  •         изучение техники движения кролем на груди и на спине.

Если ребенок продолжает занятия, перейдя из средней группы в старшую, то порядок их проведения остается прежним.

При начальном обучении плаванию детей старшего дошкольного возраста занятия начинаются по укороченной схеме содержания занятий младшего и среднего возрастов.

В процессе овладения новыми упражнениями детьми старшего дошкольного возраста используются следующие методические приемы.

Показ упражнений: наиболее сложные и новые упражнения преподаватель показывает в сочетании с детальным описанием техники их выполнения. Легкие упражнения показывает заранее подготовленный ребенок. Этот прием направлен на то, чтобы вызвать стремление детей максимально проявить себя и показать свою самостоятельность.

Средства наглядности: применение наглядных схем способствует развитию у детей умственных способностей.

Разучивание упражнений: упражнения выполняются детьми только по словесному объяснению тренера или сообразно названию упражнения.

Оценка (самооценка) двигательных действий: после проведения упражнений педагог проговаривает последовательность их выполнения и оценивает их воздействие на организм ребенка, задает вопросы детям об их самочувствии и ощущениях.

Подвижные игры на суше и в воде: благодаря игровым приемам дети быстрее усвоят программный материал.

Исправление ошибок: это необходимо для более внимательного и осознанного отношения детей к замечаниям преподавателя.

Соревновательный эффект: эмоции приспосабливают организм к лучшему выполнению движения и обостряют работу органов чувств, необходимую для данного движения.

 

Упражнения, выполняемые в зале и в воде при обучении плаванию.

Упражнения, которые выполняется перед занятием, являются, составной частью обучения плаванию. Все упражнения, условно можно разделять на три группы:

  •         I группа: упражнения, которые используются при обучении плаванию.
  •         II группа: упражнение, которые используются как разминочные перед специальными упражнениями.
  •         III группа: упражнения, которые используются для специальной физической подготовки.

Специальные упражнения являются обязательным элементом разминки. Они увеличивают подвижность суставов.

 

Упражнения специальной подготовки.

  •         Ознакомление детей с залом сухого плавания, бассейном, душем, раздевалками, с правилами поведения в бассейне.
  •         Посещение занятий по плаванию старших групп.

 

Спуск в бассейн:

Производится с помощью и без поддержки преподавателя по лесенке.

  •         Передвижения в воде шагом, бегом, прыжками, держась за поручень (руки преподавателя) и без поддержки; взявшись за руки в полуприседе, на носках, спиной вперед, приставными шагами.
  •         Действия с предметами: плавательной доской, палкой, обручем, поплавком, мячом (бросить, догнать, принести, прокатить по воде).
  •         Скольжения на груди :

1)    держась за руки преподавателя; за поручень;

2)    опираясь руками о дно (идти на руках, опираясь о дно);

3)    передвигаться, держась за плавательную доску;

4)    с поплавком; лежа на животе свободно без опоры: принять положения “стрелка”, “запятая”, “звездочка”, “поплавок”; работать ногами, как при плавании кролем (из исходного положения сидя, лежа с опорой и без опоры).

 

Игры для ознакомления со свойствами воды и освоение передвижений в воде.

Игры помогают овладеть всеми подготовительными к плаванию действиями. Они способствуют воспитанию у детей смелости, решительности, уверенности в своих силах.

Игры используются для повторения, закрепления и совершенствования отдельных движений в плавании, для достижения устойчивости и гибкости навыков.

Движения должны быть очень простые, доступные.

Важно, чтобы в игре участвовали одновременно все дети, находящиеся вводе.

Игры для овладения навыком скольжения на груди.

Игры для приобретения навыков для погружения в воду.

 

Дыхательные упражнения.

На занятиях в зале и в воде особое внимание уделяется упражнениям для правильного дыхания. Они являются наиболее сложными в процессе обучения плаванию. При выполнении этих упражнений детей учат делать глубокий вдох так, чтобы время выдоха вдвое превышало время вдоха — это связано с особенностями дыхания в воде. Также детей учат задерживать дыхание на максимально возможное время. Указывают, что вдох необходимо делать легко, бесшумно, не поднимая вверх плечи и обязательно через рот. Наиболее эффективными дыхательными упражнениями являются те, которые имитирую при вдохе “вдыхание запаха цветка”, при выдохе — “сдувание одуванчика”.

После освоения детьми правильного вдоха и выдоха их учат согласовывать дыхание с движениями ног, рук, затем головы. На каждом занятии разучивают два-три дыхательных упражнения. Каждое последующее занятие начинается с повторения упражнений, освоенных ранее. Дыхательные упражнения выполняются индивидуально в различном темпе, в зависимости от уровня развития и состояния дыхательной мускулатуры ребенка. В начале разучивания нового упражнения тренер-преподаватель показывает детям, как сочетались правильное дыхание с движениями. Все дыхательные упражнения тренер сопровождает указаниями о том, где и как надо делать вдох и выдох.

В процессе занятий плаванием в дошкольных учреждениях могут применяться следующие типы занятий: учебный, учебно-игровой и  игровой.

Учебное занятие посвящается изучению нового материала. Например, на одном из первых занятий дети выполняют ходьбу на небольшой глубине в различных построениях и различными способами: в шеренгах, "змейкой", по диагонали; грудью и спиной вперед и т. д. На следующем занятии эти же передвижения усложняются (быстрым шагом, бегом), изучаются новые варианты ходьбы – левым (правым) плечом вперед и т. д. На каждом последующем занятие целесообразно повторять материал предыдущего для его закрепления.

Учебно-игровое занятие предполагает изучение новых упражнений и их последующее совершенствование в игре или игровой форме или же совершенствование материала предыдущего занятия. Здесь может быть несколько вариантов.

 

На занятии изучаются новые упражнения или элементы техники, на что отводится определенное время. Далее проводится игра, содержащая только что изученные упражнения, затем эти же упражнения вновь изучаются в учебной форме и т. д.

Примерно две трети основной части занятия посвящается изучению нового материала в учебной форме, после чего в оставшееся время проводится игра, содержащая этот материал и направленная на его дальнейшее изучение и совершенствование.

Изучается новый и достаточно сложный материал, после чего проводится игра, не cодержащая только что изученные упражнения, а имеющая главным образом эмоциональную направленность. Далее проводится другая игра, уже насыщенная движениями, составляющими новый материал. Делается это для физической и психологической разгрузки организма ребенка.

Выбор варианта определяется физической и плавательной подготовленностью занимающихся, степенью освоения материала, температурными условиями, предыдущей или последующей занятостью детей и т. д.

Игровое занятие содержит игры и развлечения. Задачи такого занятия могут быть самыми различными: изучение и совершенствование нового материала; проверка степени его освоения; эмоциональное воздействие и т. д. Однако нельзя исключать одно очень важное обстоятельство, которое в работе с воспитанниками может сыграть отрицательную роль в дальнейшем освоении навыков плавания: не следует увлекаться командными и даже сюжетными играми на самых первых занятиях, когда у детей различная степень плавательной подготовленности. Если совершенно неподготовленный к пребыванию в воде ребенок будет настойчиво вовлекаться в такого рода игры, а педагог не будет замечать шалости уже "опытных" детей (например, брызгание в лицо), то подобные вольности могут развить у робкого от природы малыша водобоязнь. Сначала выполняются несложные упражнения, затем они повторяются в игровой форме, далее проводятся игры, с которыми дети предварительно знакомятся на суше, – таков путь детей, впервые вступивших в контакт с "большой" водой. После прохождения начального курса – изучения неcложных упражнений – проведение игровых занятий, содержащих уже знакомый материал, становится необходимым и обязательным. Игровые занятия вариативны. Например, изучаются дыхание и скольжения: можно проводить игры, содержащие только скольжения на груди или на спине, и после каждой из них выполнять упражнения на дыхание; возможно чередование игр в такой последовательности: содержащие скольжения на груди, затем с преимущественными выдохами в воду и, наконец, преимущественно со скольжениями на спине. В игровых, как и в любых других, занятиях выполнение упражнений на дыхание строго обязательно.

При занятиях с воспитанниками должен преобладать игровой метод, позволяющий обеспечить необходимую заинтересованность детей в обучении плаванию, увеличить число повторений упражнений, использовать различные исходные положения, повысить эмоциональность занятий.

 

Задачи и подготовительные упражнения для ознакомления с водой.

                              I.            Упражнения для ознакомления с плотностью и сопротивлением воды.

Задачи:

- быстрое ознакомление с водой, ликвидация чувства страха перед новой, непривычной средой;

- ознакомление с температурой, плотностью, вязкостью и сопротивлением воды;

- формирование умения опираться о воду и отталкиваться от нее основными гребущими поверхностями: ладонью, предплечьем, стопой, голенью (это необходимо в дальнейшем для овладения гребковыми движениями руками и ногами).

Упражнения:

1. Ходьба по дну, держась за разграничительную дорожку или бортик бассейна.

2. Ходьба по дну в парах: перейти бассейн туда и обратно – сначала шагом, потом бегом.

3. Ходьба по дну без помощи рук с переходом на бег.

4. Ходьба приставными шагами (левым боком потом правым боком)

5. Ходьба по дну, наклонившись вперед: руки вытянуты вперед, кисти соединены.

6. "Кто выше выпрыгнет из воды?" Присесть, оттолкнуться ногами и руками от воды и выпрыгнуть вверх.

7. Бег вперед с помощью попеременных и одновременных гребковых движений руками.

8. Бег вперед спиной, помогая себе попеременными и одновременными гребковыми движениями руками.

9. Стоя на дне шлёпать по поверхности воды: кистями, сжатыми в кулаки; ладонями с широко расставленными пальцами; ладонями с плотно сжатыми пальцами.

10. "Полоскание белья". Стоя на дне, выполнять движения руками вправо-влево, вперед-назад с изменением темпа движений.

11. Опустившись в воду до подбородка, ходьба в положении наклона, отгребая воду в стороны-назад без выноса рук из воды.

12. Опустившись в воду до подбородка и стоя в наклоне, выполнять одновременные гребковые движения руками.

13. Опустившись в воду до подбородка, ходьба в положении наклона, помогая себе одновременными гребковыми движениями.

 

14. Опустившись в воду до подбородка и стоя прямо (ноги на ширине плеч), выполнять движения руками перед грудью в виде "лежачей" восьмерки.

15. То же, стараясь чуть-чуть оторвать ноги от дна и удержаться на поверхности воды. С каждой новой попыткой стараться держаться на воде как можно дольше.

 

                           II.            Погружения в воду с головой, подныривания и открывание глаз в воде.

Задачи:

- устранение инстинктивного страха перед погружением в воду;

- ознакомление с выталкивающей подъемной силой воды;

- обучение открыванию глаз и ориентировке в воде.

Во время выполнения упражнений необходимо научиться не вытирать глаза руками.

Упражнения:

1. Набрать в ладони воду и умыть лицо.

2. Сделать вдох, закрыть рот и медленно погрузиться в воду, опустив лицо до уровня носа.

3. Сделать вдох, задержать дыхание и погрузиться в воду, опустив лицо до уровня глаз.

4. Сделать вдох, задержать дыхание и медленно погрузиться с головой в воду.

5. То же держась за бортик бассейна.

6. "Сядь на дно". Сделать вдох, задержать дыхание и, погрузившись в воду, попытаться сесть на дно.

7. Подныривания под разграничительную дорожку (резиновый круг, доску) при передвижении по дну бассейна.

8. Соскок с бортика бассейна вниз ногами из положения сидя с погружением с головой.

9. "Достань клад". Погрузившись в воду с головой, открыть глаза и найти игрушку, брошенную на дно бассейна.

 

                        III.            Всплывания и лежания на воде.

Задачи:

- ознакомление с непривычным состоянием гидростатической невесомости;

- освоение навыка лежания на воде в горизонтальном положении;

- освоение возможного изменения положения тела в воде.

Упражнения:

1. Взявшись прямыми руками за бортик, сделать вдох и, опустив лицо в воду (подбородок прижат к груди), лечь на воду, приподняв таз и ноги к поверхности воды.

2. То же, что и предыдущее упражнение, но после того, как ноги и таз приподнялись к поверхности воды, оттолкнуться кистями от бортика.

3. "Поплавок". Сделать полный вдох, задержать дыхание и, медленно погрузившись в воду, принять положение плотной группировки (подбородок упирается в согнутые колени). В этом положении, сосчитав до десяти, всплыть на поверхность.

4. "Звездочка" Из положения "поплавок" развести ноги и руки в стороны (или, сделав вдох и опустив лицо в воду, лечь на воду; руки и ноги в стороны).

5. "Звездочка" в положении на груди: несколько раз свести и развести ноги, затем руки.

6. В том же исходном положении несколько раз свести и развести руки и ноги.

7. "Звездочка" в положении на спине; затем ноги и руки свести (вдох с задержкой дыхания) и перевернуться на грудь – "Звездочка" в положении на груди.

 

                        IV.            Выдохи в воду

Задачи:

- освоение навыка задержки дыхания на вдохе;

- умение делать вдох-выдох с задержкой дыхания на вдохе;

- освоение выдохов в воду.

Упражнения:

1. Набрать в ладони воду и, сделав губы трубочкой, мощным выдохом сдуть воду.

2. Опустить губы к поверхности воды и выдуть на ней лунку

3. Сделать вдох, а затем, опустив губы в воду, – выдох.

4. То же опустив лицо в воду.

5. То же, погрузившись в воду с головой.

6. Сделать 20 выдохов в воду, поднимая и погружая лицо в воду, затем поворачивая голову для вдоха налево и направо.

7. Упражнение в парах – "Насос". Стоя лицом друг к другу, взявшись за руки, по очереди выполнять выдох в воду.

8. Передвигаясь по дну, опустив лицо в воду, дышать, поворачивая голову налево и направо.

 

                           V.            Скольжения

Задачи:

- освоение равновесия и обтекаемого положения тела;

- умение вытягиваться вперед в направлении движения;

- освоение рабочей позы пловца и дыхания

Упражнения:

1. Скольжение на груди: руки вытянуты вперед. Стоя на дне бассейна поднять руки вверх; наклонившись вперед, сделать вдох, опустить лицо в воду и оттолкнуться ногами.

2. То же: правая рука впереди, левая вдоль туловища.

3. То же, поменяв положение рук.

4. То же, руки вдоль туловища.

5. Скольжение на левом боку: левая рука вытянута вперед, правая у бедра.

6. Скольжение на спине, руки вдоль туловища.

7. То же, правая рука впереди, левая вдоль туловища.

8. То же, поменяв положение рук.

9. То же, руки вытянуты вперед.

10. Скольжение с круговыми вращениями тела – "винт".

11. Скольжение на груди: руки вытянуты вперед; в середине скольжения сделать вдох-выдох, подняв голову вперед.

12. То же: правая рука впереди, вдоль туловища; в середине скольжения сделать вдох-выдох в левую сторону.

13. То же, поменяв положение рук; выдох-вдох в правую сторону.

14. Скольжение на правом боку: в середине скольжения сделать быстрый выдох-вдох.

15. То же на левом боку.

 

а) Упражнения для младших воспитанников.

Перед тем как приступать к обучению плаванию детей младшей возрастной группы, родителям следует в течение 3–5 занятий освоить с ними подготовительные упражнения, которые помогут преодолеть у детей страх перед водным пространством, научат их стоять, ходить, прыгать и бегать по пояс в воде. Занятия подготовительными упражнениями должны проводиться в игровой форме.

"Догоняй меня – догоню тебя" Бег по прибрежной кромке. Руководитель физвоспитания  (это может быть кто-нибудь из родителей) то и дело командует "Догоняй меня!" или "Убегай от меня, я догоню тебя!" Постепенно педагог вовлекает ребенка в воду и бежит с ним, находясь по колено в воде.

"Поменяемся местами" Взявшись за руки, педагог и ребенок бегут рядом, один на мелком месте (ребенку вода по колено), другой на более глубоком (ребенку вода до середины бедра). Затем меняются местами.

"Кто выше?" Дети стоят в воде лицом к педагогу. По его команде все приседают и, оттолкнувшись ногами от дна, а руками от воды, выпрыгивают из нее как можно выше. Обычно выполняется 5-6 попыток. Первые прыжки можно выполнять с произвольным положением рук, последующие – поднимая руки вверх одновременно с толчком ногами. После каждого прыжка объявляются победитель и два призера.

"Полоскание белья" Дети становятся лицом к ведущему, наклонившись вперед (ноги на ширине плеч, прямые руки опущены). По команде педагога они выполняют одновременные и поочередные движения обеими руками в разных направлениях: вправо-влево, вперед-назад, вниз-вверх, как бы полоская белье.

"Лодочки" Дети стоят в шеренге лицом к берегу – это "лодочки у причала". По первому условному сигналу педагога "лодочки" расплываются в разных направлениях – их "разогнал ветер". По второму сигналу "Раз, два, три – вот на место встали мы" дети спешат занять места у "причала".

"Кто выдует на воду больше пузырей" Ребенок стоит по грудь в воде. Педагог приседает рядом так, чтобы быть лицом к лицу с ребенком, и говорит ему: "Новая игра "Кто выдует на воду больше воздушных пузырьков". Смотри, как это делается: сначала вдыхаю воздух через рот, затем опускаю лицо до глаз в воду и медленно выдыхаю воздух. Видишь, как побежали по воде пузырьки. Сделай и ты такой вдох, задержи дыхание. Так, теперь опусти лицо в воду и выдыхай. Смотри, как много пузырьков. Молодец. Но пока еще у меня пузырьков больше. Не торопись, выдыхай воздух в воду медленно и до конца! Еще, еще!"

Это очень важное подготовительное упражнение для освоения особенностей "дыхания пловца", и его нужно повторять в течение урока 20–30 раз. В дальнейшем ребенок должен выполнять такие серии выдохов по 2–3 раза за урок до тех пор, пока не научится правильно дышать, то есть быстро делать глубокий вдох и медленно полный выдох в воду.

Это упражнение можно по 30–40 раз повторять дома, выдыхая воздух в наполненный водой таз (ванночку). Переходить к программе обучения плаванию можно лишь после освоения этого упражнения.

 

б) Упражнения для старших воспитанников.

 

Если говорить о пользе общеразвивающих и специальных физических упражнений, то, прежде всего надо сказать, что они способствуют общему физическому развитию, воспитывают ловкость, координацию движений, силу и подвижность в суставах то есть качества, необходимые для успешного освоения плавания. Общеразвивающие физические упражнения, укрепляя мышцы туловища, вырабатывают правильную осанку, развивают силу рук и ног, что очень важно для пловца. Специальные физические упражнения по форме и характеру движений близки к технике плавания. Они развивают в основном группы мышц, выполняющих основную работу при плавании. В практике плавания составляется специальный комплекс общеразвивающих и специальных упражнений. Он включает учебный материал, предназначенный для выполнения в воде. Обычно комплекс начинается с разогревающих и дыхательных упражнений различные виды ходьбы, бега с прыжками и движениями руками. Затем идут упражнения для развития мышц туловища, плечевого пояса, рук и ног – наклоны, приседания, круговые движения туловища и таза, отжимания и т. д. Маховые и рывковые движения руками и ногами с большой амплитудой и упражнения на гибкость нужно выполнять после того, как мышцы разогреются. В комплекс, включаются также упражнения, имитирующие технику плавания на суше, – например, движения ногами и руками отдельно и в сочетании с дыханием. По характеру движений они близки к технике плавания и подводят занимающихся к ее освоению в воде, поэтому каждый комплекс обычно заканчивается имитационными упражнениями.

 Комплекс 1. (выполняется до начала обучения и на первых 5-6 занятиях по обучению кролю на груди и на спине).

1. Ходьба, бег, наклоны, приседания.

2. И. п. – сидя, одна нога согнута. Взяться руками за пятку и носок стопы и крутить ее вправо и влево. Проделать 20 раз каждой ногой.

3. И. п. – сидя, упор руками сзади; ноги прямые, носки оттянуты. Проделать сначала скрестные движения ногами, а потом – как при плавании кролем. Упражнение выполняется в быстром темпе, от бедра, с небольшим размахом стоп.

4. И. п. – стоя, руки вверху, кисти соединены (голова между руками). Подняться на носки, потянуться вверх; напрячь все мышцы рук, ног и тела; затем расслабиться. Повторить напряжение 5-6 раз. Это упражнение подводит к правильному выполнению скольжения и умению держать туловище при плавании напряженным.

5. И. п. – стоя, руки согнуты в локтях, кисти к плечам. Круговые движения руками вперед и назад. Сначала одновременно, затем попеременно каждой рукой. Проделать 20 раз.

6. "Мельница". И. п. – стоя, одна рука поднята вверх, другая опущена вниз. Круговые движения руками вперед и назад вначале в медленном, а затем в быстром темпе. Во время выполнения упражнения руки должны быть прямые.

7. Й. п. – стоя, ноги на ширине плеч. Наклониться вперед (смотреть прямо перед собой), одна рука впереди, другая сзади у бедра. В этом положении круговые движения руками вперед ("мельница"). Выполнять в течение 1 мин.

Комплекс 2 (выполняется во время обучения кролю: на груди и на спине).

Проделать упражнение 4 комплекса 1) в положении лежа на груди (или на спине); руки вытянуты вперед.

2. И. п. – стоя, ноги на ширине плеч. Наклониться вперед (смотреть прямо перед собой); одна рука упирается в колено, другая вытянута вперед. Движения свободной рукой, как при плавании кролем.

3. To же упражнение с остановкой руки в трех положениях: рука впереди, в середине гребка, в конце гребка. Во время каждой остановки не меньше 3 раз напрягать мышцы руки и плеча.

4. Упражнение 5 комплекса 1 выполнить в сочетании с ходьбой и бегом.

5. Упражнение 6 комплекса 1 выполнить в сочетании с ходьбой на месте.

6. Согласование дыхания с движением одной рукой, как при плавании кролем. И. п. – стоя, ноги на ширине плеч. Наклониться вперед, одна рука упирается в колено, другая – в положении конца гребка у бедра. Повернуть голову в сторону вытянутой руки и посмотреть на нее. Сделать вдох и начать движение рукой с одновременным выдохом. Следующий вдох выполняется, когда рука заканчивает гребок у бедра. Проделать 15-20 раз каждой рукой

7. Движения руками кролем в сочетании с дыханием. И. п. – стоя, ноги на ширине плеч. Наклониться вперед, одна рука вытянута вперед, другая – назад. Повернуть голову в сторону вытянутой назад руки и посмотреть на нее. Сделать вдох и начать гребковые движения руками с одновременным выдохом

8. "Стартовый прыжок" И. п. – стоя, ноги на ширине стопы. По команде "На старт" согнуть ноги в коленях, наклониться вперед, руки опустить вниз. По команде "Марш!" сделать мах руками вперед-вверх, оттолкнуться ногами и сделать прыжок вверх. В полете соединить руки над головой и убрать голову между руками. Приземлиться на носки и встать в положение смирно. Повторить 5-6 раз.

 

Техника безопасности. Правила организации занятий.

Организованные занятия плаванием в детских садах могут проводить воспитатели, получившие предварительную подготовку. Они должны уметь плавать, быть знакомыми с техникой способов плавания и методикой обучения. Им необходимо овладеть приемами спасания утопающих и мерами предупреждения несчастных случаев на воде. В помощь воспитателям привлекается обслуживающий персонал и медицинская сестра детского сада.

Врач детского сада осуществляет постоянный надзор за санитарным состоянием места обучения плаванию, систематически следит за состоянием здоровья занимающихся детей.

Купание и обучение плаванию можно начинать с детьми, допущенными к занятиям врачом, с первых дней их прихода в дошкольное учреждение, если для этого, конечно, есть условия. В летнее время в открытом бассейне детского сада целесообразно купать всех детей, а обучение плаванию начинать с детьми 3–4, а то и 5 лет. Все зависит от физической подготовки детей и квалификации воспитателя.

Весь инвентарь, который может понадобиться для игр в воде и занятий плаванием – резиновые надувные мячи, круги, игрушки, плавательные доски, канат, веревки и пр., следует подготовить заранее. Количество плавательных досок, кругов, игрушек должно быть равно числу детей в одной учебной группе. Необходимо каждому ребенку иметь удобный и гигиеничный костюм, предметы туалета.

Обучение плаванию в детском саду проводится в форме занятий. На протяжении всех занятий основное внимание уделяется всестороннему физическому развитию детей, в каждом из них последовательно решаются следующие задачи: организовать группу, ознакомить с новыми упражнениями по технике плавания, разучить упражнения для осваивания в воде и элементы техники плавания, поиграть, организованно завершить занятие.

Занятие начинается с построения группы. Затем на суше дети знакомятся с новыми движениями, упражнениями для овладения техникой плавания и играми. Войдя в воду, они разучивают способы плавания, играют, проделывают разнообразные упражнения. В заключение занятия проводятся игры успокаивающего характера и свободное плавание.

О пользе плавания в детском саду

                                                          Вид спорта есть в мире,

                                             Известен всем вам, 
                                            Он кажется прост, 
                                            Но это обман. 
                                            И тот, кто вам скажет,

                                           что плавать легко, 
                                          Поверьте, не знает совсем ничего.

     

 

 

Плавание - наиболее гармоничная и экологичная физическая нагрузка, одно из эффективных средств укрепления здоровья и физического развития ребенка Плавание - мощный эмоционально-положительный фактор, который позволяет решать важные задачи. Способствует коррекции нарушения осанки, предупреждает плоскостопие, способствует снятию мышечного тонуса, развивает координацию, ритмичность движения, увеличивает двигательные возможности организма. Систематические занятия в бассейне улучшают работу органов кровообращения и дыхания. Оказывает мощное закаливающее действие.  

 

Чем полезно плавание для наших детей?

- Обучает владеть своим телом и «держать равновесие», благотворно влияет на все системы организма.

- Улучшает общее физическое развитие, повышает иммунный уровень, делает ребёнка стойким к различным заболеваниям.

- Укрепляет психику, помогает детям привыкать к сложноорганизованным действиям, познавать основы самоконтроля.

Но нельзя забывать, что обучение детей плаванию - это совершенно особенный педагогический процесс, требующий профессионального и творческого подхода, массы знаний и искренней любви к детям.

 

 

 

На что следует обратить внимание при обучении плаванию

 

Плавание — это не только спорт или физкультура. Любой человек должен получать удовольствие от занятий плаванием. Никакой дискомфорт, и тем более чувство тревожности или страха не допустимо. Особенно это касается детей. Поэтому, если по каким-то причинам ребенок сопротивляется попыткам научиться плавать, настаивать нельзя. Возможно, когда-то его облили слишком холодной или горячей водой, может он имеет страх перед водой от воспоминаний еще внутриутробной жизни (например, мама во время беременности тонула или еще что-то). Очень часто причиной боязни воды у ребенка является стремление родителей обучить его плаванию в раннем возрасте. Поэтому (а также из-за большого риска здоровью и жизни ребенка вследствие неправильных действий) не рекомендуют начинать самостоятельное обучение раньше 5-6 лет. Проявите любовь и понимание и постарайтесь вместе преодолеть этот барьер (боязни воды), но очень осторожно и постепенно — не настаивайте.

Учтите, что использовать какие-либо вспомогательные средства во время обучения плаванию не рекомендуется. Ребенок сразу должен учиться держаться на воде, чувствовать воду и понимать, как поведет себя его тело в той или иной ситуации. Максимум, чем вы можете его подстраховать, это нарукавники, пояс или воротник, но ни в коем случае не надувной круг. Дело в том, что в круге тело приобретает вертикальное положение, и когда придется его снять, чтобы лечь горизонтально, ребенок рефлекторно будет ставать на ноги и тонуть. А это может не только напугать его, а и напрочь отбить охоту от безуспешных попыток.

Не смотря на то, что плавание крайне полезно для развития ребенка, оно имеет и некоторые противопоказания. К ним относятся:

- тяжелые врожденные пороки сердца;

- различные острые заболевания — пневмония, ОРВИ с лихорадкой;

- неврологическая патология, которой сопутствует судорожный синдром;

- серьезные нарушения опорно-двигательного аппарата, которые требуют фиксации конечностей (например, вывихи и подвывихи тазобедренных суставов);

- остеомиелит конечностей;

- стрепто- и стафилококкодермия.

Но бывают ситуации, когда плавание не просто показано, а и очень желательно и даже крайне необходимо:

- неврологические патологии без судорожного синдрома (в том числе при гипер- и гипотонусах);

- анемия;

- рахит;

- гипотрофия;

- легкие формы недоразвития опорно-двигательного аппарата;

 - врожденные кривошеи.

Вообще, плавать на поверхности можно практически всем детям, а вот подводное плавание и закаливание требует специального медицинского обследования. Поэтому прежде, чем позволить ребенку нырять, его необходимо показать педиатру, невропатологу и ортопеду.

Инструктора по плаванию не рекомендуют обучать маленьких детей самостоятельно, поскольку вы не можете знать всех важных нюансов. Однако вы должны быть уверенны в профессионализме тренера. Он обязательно должен иметь соответствующее образование (в том числе и медицинское).

 

 

«Плавание в детском саду, как средство здоровьесбережения  детей дошкольного возраста».

 

Плавание, как средство передвижения в воде человек использует с давних времён. Плавание не только полезно для оздоровления и физического развития ребёнка, оно помогает детям укрепить здоровье, помогает обрести стройную фигуру, развивает такие важные качества, как упорство, смелость, формирует двигательные умения и навыки. Умение плавать является навыком, необходимым человеку в самых разнообразных ситуациях и чем устойчивее навык плавания, тем больше шансов у ребёнка выжить в чрезвычайных условиях. Занятия плаванием в детском саду с детьми дошкольного возраста доставляют детям удовольствие, ведь малыши с самого рождения искренне радуются воде и готовы плескаться в ней с утра до ночи, сами взрослые не прочь погрузиться в речную прохладу, а уж окунуться в тёплое южное море - заветная мечта каждого ребёнка. А ещё – это хороший отдых и развлечение, помогающий детям преодолеть страх перед водой и развить уверенность в себе. Меняется роль плавания в жизни человека, но умение плавать было и остается жизненной необходимостью.

Плавание - это прежде всего закаливание. Именно заливанию принадлежит особая роль в укреплении здоровья. Оно помогает избежать простудных заболеваний и выработать устойчивость организма к холоду. Такое благоприятное воздействие плавания на организм было замечено и стало использоваться в оздоровительных целях. Появление в жизни общества физической культуры явилось очередной ступенью в развитии плавания. Бассейны для плавания позволили превратить данный вид деятельности из сезонного в круглогодичный. Отсюда важное значение массового обучения плаванию детей, начиная с дошкольного возраста. Нет надобности указывать на значительное количество несчастных случаев на воде, происходящих ежегодно из-за неумения плавать. Большой процент их падает на детей. Если всех детей с самых ранних лет приучать свободно держаться на воде, то многие детские жизни будут ограждены от возможного несчастья. Умение плавать даёт возможность людям разного возраста интересно и с пользой для здоровья проводить свой отдых на воде или на природе вблизи водоёма.

 В качестве конкретных задач,  решаемых в процессе обучения детей плаванию, можно выделить следующие:

- формирование навыков плавания;

- развитие двигательных умений и навыков;

 - способствовать оздоровлению и сохранению здоровья;

 - воспитание мышечно-интеллектуальной радости в процессе занятий.

В нашем дошкольном учреждении большое внимание уделяется всестороннему физическому развитию детей. Для этого созданы все необходимые условия, есть плавательный бассейн. Плаванию отводится особая роль в физическом воспитании детей. Первое знакомство с помещением бассейна начинается с раздевалки. Дети знакомятся гигиеническими правилами и правилами поведения на воде. В то же время акватория бассейна – это прежде всего иная среда обитания, которая предъявляет особые требования к двигательным способностям человека. Для избавления от детских страхов и общего привыкания ребенка к воде необходим адаптационный период. Подвижные игры являются одним из основных средств обучения плаванию, прекрасным стимулятором их познавательной и двигательной активности.

Игра – это естественная потребность ребенка, умелое удовлетворение которой позволяет проводить занятия на высоком эмоциональном уровне и успешно решать учебные задачи. Каждое занятие для детей большая радость. Использование элементов игры позволяет сохранять эту радость на протяжении всего занятия. Играя, даже самые робкие дети быстро привыкают к воде, лучше усваивают правильное дыхание, положение тела в воде и основные движения. Увлекаясь игрой, дети свободно, без напряжения выполняют нужные движения. Успешно  в этом помогают игры, на развитие умения продвигаться в воде в разных направлениях и разными способами: такие как «Крокодилы на охоте», «Лягушки», «Воробышки в воде», «Карусели», «Бегом за мячом», «Фонтаны», «Полей из ведёрка на себя», «Поймай воду», «Искупай носик» и т.д.

На занятиях плаванием в детском саду знакомим ребят с различными техниками плавания. Каждый дошкольник выбирает свой способ передвижения в водной среде (по аналогии с почерком: буквы учатся писать все одинаково, но почерк у каждого индивидуален). Кому-то по душе кроль, кому-то брасс, а кто-то уверено плывёт способом дельфин. В процессе обучения детей дошкольного возраста плаванию учитываются:

 - индивидуальные особенности каждого ребёнка с учётом состояния его здоровья, развития, интересов;

 - обязательным является медицинский контроль;

 - дифференцируются физические нагрузки;

 - физические нагрузки предлагаются детям адекватно возрасту, полу (гендер-дозировка: девочкам предлагается нагрузка выполнения упражнений в воде меньше, чем мальчикам. Мальчики в воде проявляют силу, выносливость и смелость, девочки показывают гибкость и пластичность на воде),

 - физические нагрузки предлагаются детям адекватно уровню физического развития и состоянию здоровья,

 - постепенно усложняя физические нагрузки, сочетая двигательную активность с общедоступными закаливающими процедурами (ходьба по массажным коврикам и легкоступам, ходьба по камешкам и пробкам);

 - включаем в комплексы физических упражнений элементы дыхательной гимнастики (упражнения с успокаивающим эффектом: «Отдых», «Передышка»,  «воздушный шарик», «Корабль и ветер», «Дудочка», «Насос»;

 упражнения с тонизирующим эффектом: «Замок», «Ха-дыхание»)

 - включаем в комплексы физических упражнений упражнения для повышения выносливости («Кто быстрее», «Эстафета плавающих досок», «Ловцы Жемчуга», «Доплыви» и т.д.)

 - создаем оптимальные условия для игр и занятий детей. Именно с этими целями и задачами при обучении детей плаванию большое значение занимает оснащение бассейна.

Предметно-развивающая среда в бассейне представлена многообразием инвентаря и наличием нестандартного оборудования (лодочки, бита для попадания в цель на воде, палка для катания детей, обруч с колокольчиками для подплывания под ней,  тонущие резиновые кольца яркого цвета и т.д.)

Упражнения и задания для детей носят закрепляющий момент и всегда опережают имеющийся у детей в данный момент уровень плавательных умений и навыков.

 На занятиях по плаванию с детьми дошкольного возраста всегда чередуется нагрузка и отдых, используются различные виды упражнений. Ребёнку намного легче усвоить тогда эту информацию. Основополагающий принцип обучения плавательным умениям и навыкам предполагает понимание ребёнком сути того или иного движения в воде, которое оно совершает. Важным  является формирование с помощью различных органов чувств представления о выполняемом плавательном упражнении в воде. Хорошие результаты даёт предварительный показ упражнения на суше и выполнение вместе с педагогом. С большим интересом дети выполняют упражнения в соревновательной форме.

При использовании данного приема дети должны знать итоговый результат, иначе такая форма занятий теряет смысл. Вначале - это выполнение упражнения на оценку: “Кто лучше?”, “Кто дальше?” (продвинет игрушку, проскользит), “Кто точнее?” (поднырнет под плавающий круг) и т.д.

Занятия плаванием имеют огромное воспитательное значение. Именно плавание развивает дисциплинированность, уравновешенность у детей, учит детей помогать друг дружке. Ведь умение плавать, приобретённое в детстве, сохраняется на всю оставшуюся жизнь. Поэтому физическое воспитание детей дошкольного возраста в бассейне всегда было и остаётся в центре внимания общества.

 

Когда лучше начинать учиться плавать?

С тем, что плавание — несомненно, полезно как жизненно важный навык и метод укрепления здоровья, никто не спорит. Плавание укрепляет детский иммунитет, благотворно влияет на сердечнососудистую и центральную нервную системы, развивает органы дыхания, улучшает кровообращение, полезно при гипо- и гипертонусе мышц, тренирует опорно-двигательный аппарат, исправляет недостатки осанки, да и вообще способствует гармоничному развитию детей. Но вот о наилучшем периоде, когда следует начать обучать ребенка плаванию, существуют разные мнения. Большинство современных педиатров все более склоняются к тому, что плаванию малыша следует обучать уже с 3-недельного возраста. Или в любом случае — до 3-х месяцев, пока не утрачены врожденные рефлексы. К тому же плавание для грудничков крайне важно для общего психофизиологического состояния детей. Другие же убеждены, что с 3-летнего возраста все равно необходимо все начинать заново, ведь теперь ребенок способен уже осознанно обучаться.

Следует отметить, что нет никаких ограничений в том, когда именно начинать деткам плавать. Просто нужно понимать, что младенцы могут просто научиться держаться на или в воде, а вот с техникой плавания, конечно же, необходимо знакомиться после 3-х лет.

Руководство к действию.

Первые уроки по плаванию вы можете дать ребенку самостоятельно. Начинать обучение необходимо с умения держаться на воде. Расскажите ему о том, как ведет себя погруженное в воду тело, как вода сопротивляется движению наших рук и ног, что она держит человека только в горизонтальном положении, а вертикальном мы начинаем тонуть и прочее. Ввиду того, что понимание всех этих природных законов и умение «чувствовать воду» крайне важны для легкого и правильного обучения плаванию, наиболее благоприятным периодом для науки считается младший школьный возраст. В это время ребенок способен внимательно слушать наставника и правильно выполнять его указания. Поэтому в 6-7 лет ребенка целесообразно отдавать в групповые секции по плаванию, где занятия проводятся под руководством тренера.

А к тому времени вы можете научить его основам плавания: задерживать дыхание, держаться на воде и скользить по ее поверхности, правильно набирать и выпускать воздух во время плавания. Вот некоторые упражнения из курса плавания для детей, которые помогут подготовить вашего ребенка к дальнейшему обучению техники:

 «Пузыри».

 Нужно сделать глубокий вдох, окунуть лицо в воду, а затем медленно начать выпускать воздух через рот. Постепенно учите ребенка задерживать дыхание на 10-15 секунд, не глотая воду. Кроме того, научите его поворачивать голову влево и дышать, не отрывая голову от воды: при повороте головы в сторону, когда рот снаружи,— глубокий вдох, при возвращении в положение «лицо вниз» — выдох в воду.

 «Скольжение».

Скольжение — это самый важный элемент при освоении программы плавания для детей. Если ребенок научился не барахтаться, а скользить по воде — можно считать, что он уже умеет плавать. Все остальное — дело техники. Обычно инструкторы учат малышей скользить по воде при помощи специальной пластиковой доски, которую ребенок берет в руки, работая только ногами. Однако можем открыть один «секрет» плавания для детей: научиться скользить по воде можно в любом мелком водоеме, где воды ребенку по пояс. Для этого понадобится только легкий надувной матрац или лист пенопласта. Ребенок берет один конец «доски» в руки и ложится на воду, а кто-то из родителей тянет ребенка вдоль берега за другой конец листа (матраца). Затем нужно приучать ребенка работать ногами и скользить по воде без помощи взрослых.

«Поплавок».

Ребенок должен сделать глубокий вдох, задержать дыхание, окунуться в воду с головой и обхватить колени руками. Он тут же перевернется спинкой вверх так, что лицо будет погружено в воду. Когда же ребенок научиться спокойно лежать на воде (вернее, в воде) с задержкой дыхания в 20-30 секунд, можно предложить ему сделать «поплавок» без вдоха. Естественно, «поплавок» начнет тонуть. Это позволит объяснить ребенку один из основных принципов плавания: время выдоха должно сопровождаться мощными гребками, которые помогут удержаться на воде. А во время вдоха можно позволить себе небольшой отдых.

«Звездочка».

 Осваивая это упражнение курса плавания для детей, нужно зайти в воду по пояс, поднять руки вверх, глубоко вдохнуть и, оттолкнувшись вперед и вверх от дна ногами, лечь на воду. Тело должно быть выпрямлено, руки раскинуты, а лицо находиться в воде. Главная задача этого упражнения — показать ребенку, что вода может быть не менее надежной опорой, чем земля. Потом ребенку можно предложить поднять голову — плавучесть станет хуже. Этот эксперимент позволит объяснить ребенку, почему при плавании голову нужно держать в воде и, что плавать «по-собачьи», с поднятой головой будет гораздо сложней, чем кролем или брассом. Как только ребенок осознает этот непреложный факт, самое время вести его в бассейн и передавать инструктору!

 

Как научить ребенка плавать.

Умение плавать — жизненно необходимый навык для человека любого возраста. Однажды приобретённый навык плавания сохраняется на всю жизнь. И самое главное — плавание с раннего возраста способствует возникновению и поддержанию у детей положительных эмоций. Дети, занимающиеся плаванием, обычно более уравновешены, чем их сверстники. Они хорошо спят и обладают хорошим аппетитом, у них развита координация и ритмичность движений, необходимая для любой двигательной деятельности. Плавание особенно эффективно способствует развитию ритма движений у дошкольников и детей младшего школьного возраста, а тем самым и совершенствованию деятельности всех систем детского организма.

В процессе обучения детей плаванию следует обратить внимание на следующие аспекты:

  •         ребёнок должен иметь опыт общения с водной средой (пространственные представления о бассейне);
  •         важно уделить внимание освоению детьми свойств водной среды (преодоление водобоязни);
  •         до начала занятия необходимо создать эмоциональный “заряд” (используя художественное слово или музыкальное сопровождение).

Этапы обучения плаванию

1 этап

2 этап

3 этап

4 этап

Ознакомление детей с водой и ее свойствами (плотностью, вязкостью и прозрачностью).

Приобретение детьми умений и навыков, которые помогут чувствовать себя в воде достаточно надежно.

Обучение плаванию определенным способом.

Продолжение усвоения и совершенствования техники способа плавания.

Продолжается до того момента, как ребенок освоится с водой, сможет безбоязненно и уверенно с помощью взрослого и самостоятельно передвигаться по дну, совершать простейшие действия, играть.

Дети учатся держаться на поверхности воды (всплывать, лежать, скользить) хотя бы краткое время получают представление о ее выталкивающей и поддерживающей силе, а так же самостоятельно выполнять упражнение вдох – выдох несколько раз подряд.

Дети должны уметь проплыть в воде сохраняя согласованность движения рук, ног и дыхания, характерную для разучиваемого способа плавания.

Дети приобретают умение плавать спортивными способами: кроль, брасс, баттерфляй.

 

Приёмы обучения плаванию

1 этап - младший дошкольный возраст.

Ознакомление ребенка с водой и ее свойствами (плотностью, вязкостью и прозрачностью).

Продолжается до того момента, как ребенок освоится с водой, сможет безбоязненно и уверенно с помощью взрослого и самостоятельно передвигаться но дну, совершать простейшие действия, играть.

2 этап - средний дошкольный возраст.

Приобретение детьми умений и навыков, которые помогут чувствовать себя в воде достаточно надежно.

Дети учатся держаться на поверхности воды (всплывать, лежать, скользить) хотя бы краткое время получают представление о ее выталкивающей и поддерживающей силе, а так же самостоятельно выполнять упражнение вдох - выдох несколько раз подряд.

3 этап - старший дошкольный возраст.

Обучение плаванию определенным способом.

Дети должны уметь проплыть на мелкой воде (глубина воды по грудь), сохраняя согласованность движения рук, ног и дыхания, характерную для разучиваемого способа плавания.

4 этап - старший дошкольный возраст.

Продолжение усвоения и совершенствования техники способа плавания.

Дети приобретают умения плавать на глубокой воде.

 

Как формировать двигательные навыки.

Младший возраст (3–4 года)

  •         При обучении детей младшего дошкольного возраста плаванию большое внимание уделяется начальному этапу формирования правильных навыков.
  •         Обучение новому плавательному упражнению сводится к игре (игровая деятельность).

Средний возраст (4–5 лет)

  •         У детей 4–5 лет закрепляются умения и навыки плавания, приобретенные на занятиях в младшей группе.
  •         Детей среднего возраста учат выполнять упражнения сначала на суше, а затем повторяют их в воде. Взрослый  должен показать упражнение и объяснить детям технику его выполнения.
  •         Особенно важен показ упражнений в воде: дети воспринимают  последовательность выполнения и понимают, что сделать его в воде вполне возможно.
  •         Краткое и доступное объяснение помогает ребенку сознательно овладевать правильными движениями.
  •         В объяснении можно прибегать к образным сравнениям, так как мышление детей среднего возраста образное.
  •         Большое значение следует уделить воспитанию у детей организованности и дисциплинированности.
  •         В обучении используют разнообразные упражнения и игры.

Старший дошкольный (5–7 лет)

В обучении детей старшего дошкольного возраста ставятся основные задачи:

  •         освоение спортивных способов плавания;
  •         изучение техники движения кролем на груди и на спине.

Если ребенок продолжает занятия, перейдя из средней группы в старшую, то порядок их проведения остается прежним.

При начальном обучении плаванию детей старшего дошкольного возраста занятия начинаются по укороченной схеме содержания занятий младшего и среднего возрастов.

В процессе овладения новыми упражнениями детьми старшего дошкольного возраста используются следующие методические приемы.

Показ упражнений: наиболее сложные и новые упражнения преподаватель показывает в сочетании с детальным описанием техники их выполнения. Легкие упражнения показывает заранее подготовленный ребенок. Этот прием направлен на то, чтобы вызвать стремление детей максимально проявить себя и показать свою самостоятельность.

Средства наглядности: применение наглядных схем способствует развитию у детей умственных способностей.

Разучивание упражнений: упражнения выполняются детьми только по словесному объяснению тренера или сообразно названию упражнения.

Оценка (самооценка) двигательных действий: после проведения упражнений педагог проговаривает последовательность их выполнения и оценивает их воздействие на организм ребенка, задает вопросы детям об их самочувствии и ощущениях.

Подвижные игры на суше и в воде: благодаря игровым приемам дети быстрее усвоят программный материал.

Исправление ошибок: это необходимо для более внимательного и осознанного отношения детей к замечаниям преподавателя.

Соревновательный эффект: эмоции приспосабливают организм к лучшему выполнению движения и обостряют работу органов чувств, необходимую для данного движения.

 

 

БАССЕЙН В ДЕТСКОМ САДУ

 

Одна из задач дошкольного образования – создание максимально благоприятных условий для укрепления здоровья и гармоничного физического развития ребенка.

Занятия в бассейне – наиболее гармоничная и "экологичная" физическая нагрузка, одно из эффективных средств укрепления здоровья и физического развития ребенка. Не перегружая детский организм, оно тренирует максимальное количество органов и систем. В воде ребенок находится в состоянии гидростатической невесомости, его опорно-двигательный аппарат разгружается от давления тела. Это создает условия для профилактики нарушений осанки, увеличивает двигательные возможности организма.

Систематические занятия в бассейне улучшают работу органов кровообращения и дыхания. Это происходит благодаря ритмичной работе мышц при преодолении сопротивления воды. Плавание является естественным средством массажа кожи и мышц (особенно мелких групп), очищения потовых желез, способствует активизации кожного дыхания и обильному притоку крови к периферическим органам.

Основной целью нашей работы является:

- закаливание и укрепление детского организма;

- обучение каждого ребенка осознанно заниматься физическими упражнениями;

- создание основы для разностороннего физического развития (развитие и укрепление опорно-двигательного аппарата, сердечно – сосудистой, дыхательной и нервной систем.) ;

- предоставление детям возможности научиться плавать;

- преодоление чувства страха и боязни воды.

В соответствии с данной целью решаются следующие задачи:

- формирование навыка плавания;

- формирование бережного отношения к своему здоровью;

- обучение навыкам личной гигиены;

- воспитание физических качеств;

- формирование навыка безопасного поведения на воде.

Принципы:

- учет возрастных и индивидуальных особенностей;

- системность;

- нарастание физической нагрузки;

- доступность;

- разнообразие и новизна в подборе физических упражнений.

Методические приемы:

- показ упражнений,

- разучивание упражнений,

- использование средств наглядности,

- имитация упражнений,

- круговая тренировка,

- исправление ошибок,

- индивидуальная страховка и помощь,

- игры на воде и на суше,

- использование соревновательного эффекта.

Занятия проводятся в игровой форме.

 

 

 

Как мы учимся плавать

 

 

«Хочешь быть здоров – плавай, хочешь быть красив – плавай, хочешь быть умен – плавай!»

 

Плавание – одно из важнейших звеньев в воспитании ребенка. Оно содействует разностороннему физическому развитию, стимулирует деятельность нервной, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, значительно расширяет возможности опорно-двигательного аппарата, является одним из лучших средств закаливания и формирования правильной осанки. «Плавание» в переводе с греческого означает «лечение водой и движением». Умение плавать — жизненно необходимый навык: ежегодно происходит огромное количество несчастных случаев с детьми на воде, поэтому можно утверждать, что одна из основных задач детского сада - приобщение детей к активным занятиям физической культурой вообще и занятиям плаванием в частности.

Купание, игры в воде, плавание благоприятны для всестороннего физического развития ребенка. Работоспособность мышц у дошкольников невелика, они довольно быстро утомляются при статических нагрузках. Детям более свойственна динамика. Во время плавания чередуются напряжение и расслабление разных мышц, что увеличивает их работоспособность и силу. 1 месяц занятий плаванием приравнивается 3 – 4 месяцам «сухой» физкультуры.

 Многие родители сознательно не учат детей плавать, боясь, что ребенок может утонуть, и тем самым нанося ему большой вред. Между тем обучать ребенка держаться на воде, а также простейшим элементам плавания целесообразнее именно в дошкольном возрасте. Чем меньше ребенок, тем ниже плотность его тела и, следовательно, тем проще ему держаться на поверхности воды. Тем более, что новорожденные умеют плавать, но к 3-м годам навык утрачивается.

Нельзя не использовать имеющуюся на сегодняшний день возможность нашего детского сада для обучения ребенка водной грамоте. У нас созданы прекрасные условия для обучения детей плаванию: плавательный бассейн размером 6м на 3м, глубиной до 70 см, раздевалки, душевые, необходимое оборудование и инвентарь, персонал бассейна.

Основной целью занятий в бассейне является создание  условий для обеспечения высокого уровня здоровья, закаливание и укрепление детского организма, формирование основ здорового образа жизни воспитанников, обогащение двигательного опыта, формирование навыков безопасного поведения в воде, желание научиться плавать.

На занятиях решаются задачи по формированию:

– навыков плавания;

– бережного отношения к своему здоровью;

– навыков личной гигиены;

– умения владеть своим телом в непривычной среде.

Обучать плаванию следует только здоровых детей. Слабо выраженные недостатки, такие как нарушение осанки, незначительные искривления позвоночника или плоскостопие, не являются препятствием к обучению плаванию.

Ведущей формой организации обучения является групповая. Наряду с групповой формой работы, осуществляется индивидуализация процесса обучения и применение дифференцированного подхода к детям, так как в связи с их индивидуальными особенностями результативность в освоении навыков плавания может быть различной.

Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность  занятий зависит от возраста занимающихся:

– вторая младшая группа – 15 – 20 минут;

– средняя группа – 20 – 25 минут;

– старшая – 25 – 30 минут.

На первых занятиях организм детей менее приспособлен к новым условиям, и признаки охлаждения и утомления могут появляться чаще. Поэтому продолжительность первых уроков относительно меньше последующих.

Расписание составлено таким образом, чтобы не увеличивать нагрузку на детей. т. е., во-первых, через 40 – 50 минут после еды, во-вторых, плавание не совпадает с физкультурой в один день.

Хочу вас познакомить с некоторыми правилами техники безопасности во время занятий:

– если ребенок не совсем здоров, то обучаться плаванию ему в этот день не следует;

– нельзя сталкиваться в воде, нырять навстречу друг другу;
– во время занятий дети не должны громко кричать и шуметь. Нельзя, чтобы они умышленно ложно звали на помощь;

– вход детей в воду и выход из воды происходит только по команде или разрешению;

– на занятия нельзя одевать украшения (сережки, цепочки, браслеты, кольца).

Занятия  проводятся, начиная со второй младшей группы (3-4 года). Первое занятие проходит в форме экскурсии по бассейну, в ходе дети знакомятся с правилами поведения в бассейне (показываем детям, где и как нужно раздеться и переодеться, надеть купальную шапочку, как мыться под душем, ходить по обходной дорожке).

Обучение состоит из трех этапов:

– привыкание к воде;

– освоение воды;

– овладение плавательными движениями.

Начиная со 2 половины учебного года среднего дошкольного возраста, огромное внимание уделяется выдоху в воду, задержке дыхания при нырянии.

В старшем и подготовительном дошкольном возрасте занятия по плаванию проводятся в форме эстафет, соревнований на закрепление и совершенствование плавательных знаний, умений, навыков.

По структуре занятия по плаванию делятся на три этапа: подготовительный, основной и заключительный.

Подготовительный этап проводится на суше. Он включает несколько общеразвивающих упражнений для разогревания, разминки и имитирующие подготовительные и подводящие упражнения, способствующие лучшему усвоения в воде техники плавательных движений.

Основной этап проводится на воде. Выполняем упражнения по овладению техникой плавания, повторяем пройденное,  проводим игры на совершенствование усвоенных движений.

Заключительный этап – это самостоятельное, произвольное плавание (свободное плавание). 

Каждый человек должен уметь плавать. И чем раньше он научится, тем лучше.

 

Разделы сайта