Профессиональная адаптация молодого педагога
в дошкольном учреждении.
Ежегодно в дошкольные учреждения приходят выпускники педагогических университетов. Во время представления коллективу они выглядят торжественно и радостно. Но если всмотреться в их глаза, то можно увидеть также тревогу и сомнения: примут ли дети, родители и коллектив?
Как известно, адаптация – это не только приспособление к новым условиям, но и принятие системы. Обеспечение успешной адаптации – одна из актуальнейших задач педагога-психолога.
Современная система дошкольного образования характеризуется постоянным повышением его качества. При этом большое внимание уделяется роли профессиональной компетентности педагогов. Сегодня обществу требуется не просто воспитатель, а педагог по дошкольному образованию, который способен обеспечить не только воспитание и обучение ребенка, но и главное – развитие его личности.
Молодой специалист, вступая в педагогическую деятельность, попадает в новую для него социальную и профессиональную среду, в новые режимы умственных и физических нагрузок, в новую сферу отношений и взаимодействий.
Начинающий педагог вынужден мобилизовать волю, энергии, физическую силу, сдерживать эмоции, вести поиск резервов в борьбе с дискомфортом. При этом происходит ломка прежних стереотипов деятельности, формируются новые наклонности, убеждения, знания, умения и навыки и привычки адекватного поведения.
Процессы, которые сопровождают адаптацию, затрагивают все уровни – от физиологических реакций организма до психологической регуляции деятельности.
В зависимости от особенностей характера молодой воспитатель может выбрать один из типов адаптации:
- Активный тип, т.е. включение и взаимодействие с социальной средой – конструктивная адаптация; или
- Пассивный тип – это безоговорочное приспособление к среде, принятие целей и ценностных ориентаций нового для него социума без попыток активного взаимодействия с другими объектами системы.
Профессиональная адаптация – это реальный процесс социального, профессионального, психофизиологического врастания работника в трудовую деятельность, в которой он находит возможность самореализоваться, где и происходит формирование профессиональных ценностей, а также приспособление к новым типам внутриколлективных отношений.
Адаптацию к изменяющимся требованиям образовательного процесса можно считать успешной, если достигнуты положительные результаты в профессиональной сфере, а в сфере отношений с коллегами также отмечается психологический комфорт.
Выделяют основные проблемы адаптации:
- С трудом педагоги применяют на практике полученные в университете знания;
- Педагоги неадекватно оценивают свои возможности.
- Молодые педагоги имеют слабую мотивацию труда и дальнейшего профессионального роста;
- Дезадаптация, низкий психологический климат в педагогическом коллективе;
- Низкая оплата труда.
- Необходимость управления процессом адаптации доказана опытом многих отечественных и зарубежных педагогов и психологов.
В нашем дошкольном учреждении запланирована программа по сопровождению процесса адаптации молодых педагогов. Цель этой программы: содействие успешной социально психологической адаптации молодых педагогов, их эмоциональная и личностная поддержка в этот период.
Программа рассчитана на год и состоит из 4 тренингов, призванных решить следующие задачи:
- Помощь в адаптации молодым специалистам образовательных учреждений;
- Достижение успеха в профессиональной деятельности;
- Оптимизация взаимодействия с семьями воспитанников;
- Стимулирование развития индивидуального стиля творческой деятельности.
Предпочтительные сроки проведения тренингов: сентябрь, декабрь, март и май.
1 этап «Знакомство».
На этом этапе было проведено групповое исследование педагогического коллектива с целью изучения уровня психологического климата в коллективе. Используемая методика: «Шкала оценки психологического климата в педагогическом коллективе». По результатам диагностики был сделан качественный анализ и выводы. Разработаны рекомендации и проведен психологический тренинг, направленный на сплочение всех членов педагогического коллектива и повышение их взаимодействия.
Здесь использовались такие игровые упражнения как:
- Игра «Рисунок на спине».
Цель: снять эмоциональное напряжение, и уловить особенности окружающих людей.
- Игра «Снежки».
Цель: создание условий для сотрудничества, поднятие настроения участников.
- Игра «Эмпайр стейт билдинг».
Цель: развитие умения чувствовать друг друга в группе, повышение сплоченности в группе.
2 этап «Посвящение в профессию ВОСПИТАТЕЛЬ».
Эта открытая форма работы с педагогами будет представлена вашему вниманию немного позже.
3 этап «Эффективное общение и взаимодействие с семьями воспитанников.
Задачи, которые следует решить в ходе этого тренинга следующие:
- Формирование навыков эффективного общения с родителями;
- Развитие способности педагога адекватно, безоценочно, с позиции партнёра воспринимать родителей воспитанников;
На этом этапе будут использованы такие методы и приёмы как:
- «Правило трёх плюсов»: улыбка, имя собеседника, комплимент.
- Приёмы установления хорошего контакта с собеседником.
- Упражнение «Тренировка интонации», «Кто эта маска?», «Резервуар».
- Анкетирование «Ваше мнение».
4 этап «Личностный рост молодого педагога».
Задачи, которые следует решить в ходе этого тренинга следующие:
- Увидеть качественные изменения , произошедшие в результате участия в данной программе.
Здесь, на этом этапе, целесообразно использование таких упражнений как «Сказочная реклама», «Фотоальбом», «Зато».
Спасибо за внимание!