Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Профессиональная адаптация молодого специалиста

Профессиональная адаптация молодого педагога

 в дошкольном учреждении.

    Ежегодно в дошкольные учреждения приходят выпускники педагогических университетов. Во время представления коллективу они выглядят торжественно и радостно. Но если всмотреться в их глаза, то можно увидеть также тревогу и сомнения: примут ли дети, родители и коллектив?

    Как известно, адаптация – это не только приспособление к новым условиям, но и принятие системы. Обеспечение успешной адаптации – одна из актуальнейших задач педагога-психолога.

    Современная система дошкольного образования характеризуется постоянным повышением его качества. При этом большое внимание уделяется роли профессиональной компетентности педагогов. Сегодня обществу требуется не просто воспитатель, а педагог по дошкольному образованию, который способен обеспечить не только воспитание и обучение ребенка, но и главное – развитие его личности.

    Молодой специалист, вступая в педагогическую деятельность, попадает в новую для него социальную и профессиональную среду, в новые режимы умственных и физических нагрузок, в новую сферу отношений и взаимодействий.

    Начинающий педагог вынужден мобилизовать волю, энергии, физическую силу, сдерживать эмоции, вести поиск резервов в борьбе с дискомфортом. При этом происходит ломка прежних стереотипов деятельности, формируются новые наклонности, убеждения, знания, умения и навыки и привычки адекватного поведения.

    Процессы, которые сопровождают адаптацию, затрагивают все уровни – от физиологических реакций организма до психологической регуляции деятельности.

    В зависимости от особенностей характера молодой воспитатель может выбрать один из типов адаптации:

  •         Активный тип, т.е. включение и взаимодействие с социальной средой – конструктивная адаптация; или
  •         Пассивный тип – это безоговорочное приспособление к среде, принятие целей и ценностных ориентаций нового для него социума без попыток активного взаимодействия с другими объектами системы.

Профессиональная адаптация – это реальный процесс социального, профессионального, психофизиологического врастания работника в трудовую деятельность, в которой он находит возможность самореализоваться, где и происходит формирование профессиональных ценностей, а также приспособление к новым типам внутриколлективных отношений.

    Адаптацию к изменяющимся требованиям образовательного процесса можно считать успешной, если достигнуты положительные результаты в профессиональной сфере, а в сфере отношений с коллегами также отмечается психологический комфорт.

    Выделяют основные проблемы адаптации:

  1.      С трудом педагоги применяют на практике полученные в университете знания;
  2.      Педагоги неадекватно оценивают свои возможности.
  3.      Молодые педагоги имеют слабую мотивацию труда и дальнейшего профессионального роста;
  4.      Дезадаптация, низкий психологический климат в педагогическом коллективе;
  5.      Низкая оплата труда.
  6.      Необходимость управления процессом адаптации доказана опытом многих отечественных и зарубежных педагогов и психологов.

    В нашем дошкольном учреждении запланирована программа по сопровождению процесса адаптации молодых педагогов. Цель этой программы: содействие успешной социально психологической адаптации молодых педагогов, их эмоциональная и личностная поддержка в этот период.

    Программа рассчитана на год и состоит из 4 тренингов, призванных решить следующие задачи:

  1.      Помощь в адаптации молодым специалистам образовательных учреждений;
  2.      Достижение успеха в профессиональной деятельности;
  3.      Оптимизация взаимодействия с семьями воспитанников;
  4.      Стимулирование развития индивидуального стиля творческой деятельности.

   Предпочтительные сроки проведения тренингов: сентябрь, декабрь, март и май.

1 этап «Знакомство».

На этом этапе было проведено групповое исследование педагогического коллектива с целью  изучения  уровня  психологического климата в коллективе. Используемая методика: «Шкала оценки психологического климата в педагогическом коллективе».  По результатам диагностики был сделан качественный анализ и выводы.  Разработаны рекомендации и проведен психологический тренинг, направленный  на сплочение всех членов педагогического коллектива и повышение их взаимодействия.

Здесь использовались такие игровые упражнения как:

  1.      Игра «Рисунок  на спине».

Цель: снять эмоциональное напряжение, и уловить особенности окружающих людей.

  1.      Игра «Снежки».

Цель: создание условий для сотрудничества, поднятие настроения участников.

  1.      Игра «Эмпайр стейт билдинг».

Цель: развитие умения чувствовать друг друга в группе, повышение сплоченности в группе.

2 этап «Посвящение в профессию ВОСПИТАТЕЛЬ».

Эта открытая форма работы с педагогами будет представлена вашему вниманию немного позже.

3 этап «Эффективное общение и взаимодействие с семьями воспитанников.

Задачи, которые следует решить в ходе этого тренинга следующие:

  •         Формирование навыков эффективного общения с родителями;
  •         Развитие способности педагога адекватно, безоценочно, с позиции партнёра воспринимать родителей воспитанников;

На этом этапе будут использованы такие методы и приёмы как:

  •         «Правило трёх плюсов»: улыбка, имя собеседника, комплимент.
  •         Приёмы установления хорошего контакта с собеседником.
  •         Упражнение «Тренировка интонации», «Кто эта маска?», «Резервуар».
  •         Анкетирование «Ваше мнение».

4 этап «Личностный рост молодого педагога».

Задачи, которые следует решить в ходе этого тренинга следующие:

  •         Увидеть качественные изменения , произошедшие в результате участия в данной программе.

Здесь, на этом этапе, целесообразно использование таких упражнений как «Сказочная реклама», «Фотоальбом»,  «Зато».

 

Спасибо за внимание!

Разделы сайта