Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Виды проектов и использование их в старшем дошкольном возрасте

«Виды проектов  и использование их в старшем дошкольном возрасте»                    

       Метод проектов можно представить как способ организации педагогического процесса, основанных на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.

       Обобщив исторический опыт разработки метода проектов. Можно выделить следующие основные этапы:

       Целеполагание: педагог помогает ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную задачу на определённый отрезок времени.

       Разработка проекта – план деятельности по достижению цели:

- к кому обратиться за помощь (взрослому, педагогу);

- в каких источниках можно найти информацию;

- какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);

- с какими предметами научиться работать для достижения цели.

Выполнение проекта – практическая часть.

П одведение итогов – определение задач для новых проектов.

      В настоящее время проекты классифицируются:

а) по составу участников;

б) по целевой установке;

в) по тематике;

г) по срокам реализации.

      В  практике современных  дошкольных учреждений  используются следующие типы проектов:

-  исследовательско – творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;

-   ролево – игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);

-  информационно – практико – ориентированные: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.);

-  творческие (оформление результата в виде тематического праздника).

       Учитывая возрастные психологические особенности дошкольников, координация проектов должна быть гибкой, т.е. воспитатель ненавязчиво направляет работу детей, организуя отдельные этапы проекта.

        Все проекты проводятся внутри учреждения, как правило - между группами участников, но бывают и личностные, индивидуальные проекты (в изобразительном и словесном творчестве).

     Значимы и другие виды проектов, в том числе: комплексные,  межгрупповые,  творческие, групповые, индивидуальные, исследовательские.

По продолжительности они бывают:

-  краткосрочными (одно или несколько занятий – 1-2 недели),

-  средней продолжительности,

-   долгосрочные (например,  на учебный год).

        Основной целью проектного метода в дошкольном учреждении является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

       Задачи развития:

- Обеспечение психологического благополучия и здоровья детей.

- Развитие познавательных способностей,

- Развитие творческого воображения.

- Развитие творческого мышления.

- Развитие коммуникативных навыков.

- Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.

         В младшем дошкольном возрасте – это:

-  вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);

- активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);

- формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности (практические опыты).

      В старшем дошкольном возрасте – это:

-  формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

-  развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

-  формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;

-  развитие желания пользоваться специальными терминами, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.

        Таким образом, метод проектов в работе с дошкольниками сегодня - это оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования. Рассмотренные выше методологические основы проектной деятельности дают представления о высокой степени адаптивности инновационных технологий к специфике учреждения.

       Использование метода проекта в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. А так же делает образовательную систему  открытой для активного участия родителей.

        Спецификой использования метода проектов в дошкольной практике является то, что взрослым необходимо «наводить» ребенка, помогать обнаруживать проблему или даже провоцировать ее возникновение, вызвать к ней интерес и «втягивать» детей в совместный проект. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, в конечном итоге, она должна способствовать развитию индивидуально-творческой деятельности педагогов в разработке стратегии, тактики и технологии образовательного процесса, способствовать личностному развитию воспитанников, обеспечить качественные результаты педагогической деятельности.

    Перспективность метода проектов в системе дошкольного учреждения заключается в том, что он дает возможность развития наблюдения и анализа явлений, проведения сравнения, обобщения и умения делать выводы, творческого мышления, логики познания, пытливости ума, совместной познавательно-поисковой и исследовательской деятельности, коммуникативных и рефлексивных навыков и многое другое, что является составляющими успешной личности.

Разделы сайта