1. Принимать ребенка таким, какой он есть.
2. Исходить из интересов ребенка.
3.Строго придерживаться определенного режима и ритма жизни ребенка.
4. Соблюдать ежедневные ритуалы (они обеспечивают безопасность ребенка).
5. Научиться улавливать малейшие вербальные и невербальные сигналы ребенка, свидетельствующие о его дискомфорте.
6. Чаще присутствовать в группе, где занимается ребенок.
7. Как можно чаще разговаривать с ребенком.
8.Обеспечить комфортную обстановку для общения и обучения.
9.Терпеливо объяснять ребенку смысл его деятельности, используя четкую наглядную информацию (схемы, карты и т.п.)
10.Избегать переутомления ребенка.
Прежде чем начать разговор о коррекционной работе, необходимо уточнить: в нашей практике дети с «классическим аутизмом» встречаются редко, чаще встречаются дети с аутистическим поведением.
Ребенок замкнут, большую часть времени проводит сам с собой, не демонстрируя какого-либо интереса ни к чему, кроме предметов, задействованных в стереотипной игре. Склонен к жестко заданным маршрутам, устраивает истерику, если вы что-то делаете не так, как он хочет, крайне неохотно идет на что-либо новое. Часто совершает какие- то движения руками, при этом глаза смотрят совсем в другую сторону; избегает обычных телесных прикосновений или как будто игнорирует их. Избегает контакта глазами, с трудом на чем-нибудь концентрирует внимание или, наоборот, целиком уходит в какую-то игру, так что невозможно ни дозваться, ни отвлечь. Поскольку в арсенале педагога, к сожалению, почти нет специальных разработок по выявлению аутичных детей, то лучшим помощником в такой работе будет личный опыт общения с детьми, терпение и умение наблюдать.
Наблюдение
Понаблюдайте за ребенком в течении нескольких дней. Сначала понаблюдайте пассивно и незаметно, сведя к минимуму перемещения по комнате. Каждый следующий раз садитесь на то же место и лучше в той же одежде.
После пассивного наблюдения попытайтесь стать более активным наблюдателем. Обратите внимание на характер траектории и ритм перемещения малыша по комнате, посмотрите, какие предметы его притягивают; одинаково ли негативно он реагирует на прикосновения к разным частям тела; нравится ли ему стишки, песенки; любит ли он, когда его щекочут, подкидывают вверх или раскачивают над полом.
Оцените, одинаково ли смотрит ребенок на вас с разного расстояния и в разных позах. Имейте в виду, что многие дети избегают контакта глазами.
Не следует ожидать от ребенка радостных возгласов и выражения (даже бессловесного) просьбы продолжить те ваши действия, которые вызвали у него реакцию заинтересованности. Возможно, он на несколько секунд что – то изменит в своем поведении – бросит на вас взгляд, или просто приостановит стереотипную игру, или как-то зазвучит (лепетно-ли, словами ли). Все, что не вызвало сразу резко негативной реакции, например, крика или плача, может стать мостиком к ребенку.
В каждое следующее занятие можно включать все больше и больше нашей активности. Конечно, первое наше взаимодействие с ребенком может длиться очень недолго, буквально 3 секунды, после чего вы, возможно, его «отпустите» и больше к нему не приблизитесь в течение 15 минут - просто будете сидеть на прежнем месте. Но постепенно время активного контакта увеличится, да и само занятие со временем станет дольше. Как правило, первые несколько занятий приходится чередовать очень тесный контакт с прямым взглядом в глаза и перерывами во взаимодействии.
Когда ребенок станет допускать наше присутствие поблизости, пробуем просто перемещаться за ним в его ритме или рядом, комментируя все, что он делает радостно, но не очень громко. Пока избегайте прямого взгляда в глаза. С некоторыми детьми какое-то время приходиться перемещаться, молча, пока мы не увидим, что ребенок уже не переутомляется от нашего присутствия, не убегает при нашем приближении. Если контакт с ребенком по каким- то причинам нарушился, начинайте сначала –
садитесь на прежнее место и наблюдайте, пока ребенок снова не перестанет вас бояться. Как правило, нарушенный контакт восстановить легче, чем построить его впервые.
Теперь мы знаем, что привлекает ребенка. Учитывая это, рассмотрим самые частые варианты дальнейшего развития событий. Следующие виды взаимодействия могут использоваться как по отдельности (если какой-то из вариантов ребенок пока не допускает), так и одновременно в течении одного занятия. Но помните что у ребенка с расстройствами аутистического спектра (РАС) обязательно должен быть отдых от взаимодействия, причем первое время периоды такого отдыха могут преобладать.
разгарнуць » / « згарнуць